Обменяли наличные на автохлам…

Лидерство по продажам автомобилей захватил Китай...

Мировой автопром, пожалуй, сильнее других отраслей пострадал от кризиса.

Остановка и закрытие производств, банкротства, слияния и поглощения, падение продаж, неполные рабочие недели, многочисленные сокращения сотрудников — подобными выражениями буквально пестрят новости из автомобильного мира. Первые намеки на «выздоровление» уже позволяют предположить, что худшее осталось позади. Впрочем, радоваться рано: компаниям всего мира еще долго придется зализывать раны и подсчитывать потери…

Российский автомобильный рынок в первом полугодии «упал» на 60%, и эксперты ожидают, что суммарный объем продаж в этом году составит около 1,5 млн. автомобилей. Это плохие новости, но есть и хорошие: «подержанный» импорт тоже снизился, а на этом фоне доля продаж отечественных машин выросла. Тем не менее прогнозируется, что автомобильные компании РФ произведут в 2009 году не более 700 тыс. машин: мощности, которые рассчитаны на выпуск 2,4–2,5 млн. автомобилей в год, используются сегодня в лучшем случае на 30%. Крупнейший производитель легковушек в России — ОАО «АвтоВАЗ» — в первом полугодии продал около 180 тысяч штук, или на 44% меньше, чем в январе — июне 2008-го (за весь 2008 г. — 622 тыс. ). У других компаний результаты еще хуже: например, КамАЗ и группа «ГАЗ» в первом полугодии зафиксировали падение спроса в 4 раза. Эксперты ожидают, что при самом оптимистичном развитии событий рынок вернется на докризисный уровень не раньше 2011 года.

Американскому автопрому в немалой степени помогла $3-миллиардная правительственная программа cash-for-clunkers (наличные за автохлам), по которой госбюджет компенсировал $3,5–4,5 тыс. при обмене старого автомобиля на новый, более экономичный. По оценкам компании «JD Power and Associates», программа простимулировала рост покупок экономичных автомобилей с 9,7 млн. в первой половине года до 12,2 млн. в августе (в годовом исчислении). Продажи в июле, в котором действовала одна неделя скидок по программе, выросли до 11,2 млн. Всего же за первое полугодие в США было продано 4,8 млн. автомобилей — на 35% меньше, чем годом ранее. Эксперты давно говорят, что разразившийся кризис кардинально изменит (и этот процесс уже идет) «лицо» не только американского, но и мирового автопрома. Банкротства GM и «Chrysler» многие называют исторической реструктуризацией отрасли: часть иностранных брендов будет продана или реорганизована в независимые компании, изменится соотношение сил на рынке, и не исключено, что в ближайшие годы в лидеры могут окончательно выйти японские производители. Так, в прошлом году «General Motors» уже уступила титул лидера мирового автопрома «Toyota Motors Corp.», и теперь японцы могут воспользоваться ситуацией для закрепления позиций на рынке, полагают аналитики. Пожалуй, только «Ford», единственный из «большой тройки» американских компаний, сигнализирует о восстановлении автомобильного сектора США. В июле он впервые с 2007 года увеличил продажи в США на 2,3%. В то время как конкуренты проходят через процесс реструктуризации, «Ford» намеревается в III квартале 2009 года увеличить производство легковых автомобилей и грузовиков на 10% по сравнению с уровнем прошлого года и увеличить свою долю на рынке.

Японским автогигантам, которых эксперты записали в потенциальные мировые лидеры, тоже приходится нелегко. Три крупнейших национальных автопроизводителя в июне снизили объемы производства в среднем на 22%. «Toyota», крупнейший автопроизводитель Японии, сокращает производство 11-й месяц подряд: объем выпуска уменьшился на 24% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Производство «Honda Motor Co.», «второго номера» японского автопрома, упало на 20%. «Nissan», последний из «большой японской тройки», выпустил на 22% меньше автомобилей, чем в июне 2008 года. Показатели сильно подкосили американцы: население США учится экономить и отказывается от дорогостоящих покупок, в том числе и автомобилей. Продажи японских марок в США в первом полугодии 2009 года снизились на 35%. Не улучшили ситуацию даже банкротства главных конкурентов «Toyota» на этом рынке — «General Motors Corp. «и «Chrysler LLC». Компания «Toyota» впервые за свою 72-летнюю историю приняла решение закрыть крупный сборочный завод. Предприятие в Калифорнии, которым японцы владели на паях с обанкротившейся американской корпорацией «General Motors», прекратит свое существование весной будущего года. Производство автомобилей «Toyota Corolla» и «Tacoma» будет перенесено на другие заводы, а сотрудникам завода будут предоставлены рабочие места на других предприятиях, уверяют в концерне. Стало известно, что «Toyota» намерена сократить производство своих автомобилей по всему миру: к марту 2010 года на всех заводах выпустят на 1 млн. автомашин меньше, или 6,68 млн. автомашин в год (по сравнению с 9,24 млн. годом ранее). Это при том, что производственные мощности компании позволяют ей выпускать 10 млн. автомобилей в год. Чистые убытки «Toyota Motor» за I квартал 2009–2010 финансового года составили $918 млн. против чистой прибыли в $3,9 млрд. за аналогичный период годом ранее. При этом выручка «Toyota» упала на 38% — до $65,4 млрд. Стало известно также, что за последние полгода около 300 японских компаний, связанных с автомобильным бизнесом, стали банкротами (это на 50% больше, чем в прошлом году). Суммарный объем долгов разорившихся компаний составил около $1,1 млрд., половина пострадавших — оптовики, не сумевшие выбить кредит под обеспечение своей дальнейшей деятельности.

Ассоциация автопроизводителей Японии ожидает, что по итогам текущего финансового года продажи на внутреннем рынке будут самыми низкими за три десятилетия. В финансовом году, завершающемся в марте 2010 года, они могут снизиться по сравнению с предшествующим годом на 8,5% — до 4,3 млн. автомобилей (пиковое значение продаж было зафиксировано в 1990 году — 7,78 млн. машин). Между тем лидерство по продажам автомобилей захватил Китай, отвоевав его у США: в первом полугодии на рынке Поднебесной было продано 6,1 млн. машин, или на 18% больше, чем за такой же период прошлого года.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter