Обмену не подлежит

Кто из нас не делал неудачную покупку? Казавшийся на витрине таким привлекательным товар неожиданно ломался, портился или вообще оказывался не тем, на что мы рассчитывали.
Кто из нас не делал неудачную покупку? Казавшийся на витрине таким привлекательным товар неожиданно ломался, портился или вообще оказывался не тем, на что мы рассчитывали. У многих в такой ситуации опускаются руки: мол, что делать, - в следующий раз буду умнее. Выбросил деньги на ветер, зато получил урок. Впрочем, это относится скорее к дешевым изделиям. А если проблема возникла с телевизором или стиральной машиной? Здесь уже волей-неволей приходится идти в бой, отстаивая свои законные права. Права, которые не худо бы знать задолго до начала "сражения".

Купил - докажи!

Прежде чем добиваться обмена товара или возврата денег, уплаченных за него в магазине или на рынке, следует проверить документы на покупку. Ведь частенько беспечный потребитель, не успев расплатиться, сразу же выбрасывает кассовый чек, упаковку и прочие ненужные, как ему кажется, "мелочи". Согласно вступившему недавно в силу Закону "О защите прав потребителей", доказать сам факт покупки товара у конкретного торговца можно, имея на руках кассовый чек, отрывной талон, расписку или иные подобные документы. В крайнем случае в качестве доказательств могут также рассматриваться элементы упаковки и свидетельские показания. И все-таки, как советует заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская, лучше не рисковать и решительно отказаться от покупки, если продавец не спешит выдавать какие-либо подтверждающие документы. Себе дороже. Проще с различной бытовой техникой: как правило, в сопроводительном паспорте всегда ставятся штамп торговой точки, дата продажи и подпись продавца.

Главное, чтобы костюмчик сидел

По большому счету, действующим законодательством предусмотрено два основания для обмена купленного товара. Первое - обмен доброкачественного изделия (статья 26 Закона "О защите прав потребителей"). Приобрела, скажем, модница в универмаге платье, примерила-поносила дома и разочаровалась в покупке. В этом случае покупатель имеет право в течение 14 календарных дней (если более длительный срок не установлен продавцом) обменять неприглянувшееся, например, платье на другое. При отсутствии товара потребителю должны вернуть уплаченные деньги.

Правда, здесь есть несколько нюансов. Главным условием возврата качественного изделия является сохранение его товарного вида. Что под этим понимается? Прежде всего, изделие должно не иметь следов эксплуатации и сопровождаться всеми ярлыками, бирками и прочими сопутствующими элементами. Например, если в новых туфлях выйти на 2-3 минуты на улицу - все, любой эксперт скажет, что обувь эксплуатировалась и обмену не подлежит. Если в тех же туфлях пройтись дома по ковру, то останутся лишь следы примерки, и обменять их можно. Вот в чем разница между эксплуатацией и примеркой.

Впрочем, все это не имеет значения для изделий, попавших в "Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену", утвержденный постановлением Совета Министров от 14.06.2002 года ј 778. Согласно этому документу, для нижнего белья, чулочно-носочных изделий, автомобилей, мебели и множества других качественных товаров обмен в принципе не предусмотрен. Кстати, неиспорченные продукты питания тоже обменять невозможно.

Удовлетворить немедленно

Второе основание для обмена - покупка недоброкачественного товара (статья 19 Закона "О защите прав потребителей"). Здесь ситуация более сложная. К примеру, купили вы холодильник. Привезли его домой, включаете, а он не работает. В чем дело? Допустим, выяснилось, что дефект существенный. К таковым относятся: дефекты, на устранение которых требуется значительное время, ведущие к потере внешнего вида товара либо после устранения которых утрачиваются некоторые функции изделия. В этих случаях покупатель получает законное право требовать замены товара. Данное положение относится к технически сложным или дорогостоящим (стоимостью свыше 400 МЗП) изделиям. Если же выяснится, что дефект простой, то менять товар никто не станет, а будет произведен ремонт.

Кстати, все тем же постановлением Совмина утвержден "Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены". Название говорит само за себя. В него вошли автомобили, холодильники, телевизоры и многое другое. Любой иной технически сложный товар, не попавший в данный список, подлежит обмену при обнаружении любого (существенного или мелкого) дефекта.

Примечательно, что требование о замене недоброкачественных товаров, в том числе и продовольственных, подлежит удовлетворению немедленно. Исключение составляют случаи, когда (как правило, по сложнотехническим изделиям) нужно выяснить происхождение дефекта. Тогда процедура может затянуться до 14 дней. Однако здесь следует помнить о гарантийном сроке. Если неисправность обнаружена покупателем в этот промежуток времени, то бремя проведения экспертизы ложится на плечи магазина. Если действие гарантийного срока закончилось (но не прошло 2 лет со дня совершения покупки), то это обязан организовать сам покупатель.

При заявлении требования продавцу о замене товара или устранении дефекта покупателю должен быть в течение 3 дней предоставлен на подмену аналогичный товар. Но и здесь имеется утвержденный все тем же постановлением Совмина "Перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар". В нем указаны автомобили, мебель, печи СВЧ и многое другое. Все остальное должно предоставляться.

Немаловажная деталь. Зачастую при попытке обменять товар торговцы начинают юлить, мотать нервы покупателю в надежде, что тот выдохнется и плюнет на все. Здесь важно помнить: вы всегда вправе потребовать денежную компенсацию за нанесенный моральный ущерб. Такая практика в судах уже отработана, и некоторые продавцы успели раскошелиться за свое пренебрежительное отношение к законным требованиям граждан. Другое дело, что банальный скандал с переходом на личности к делу не пришьешь: нужны веские доказательства этого самого морального ущерба. А именно: свидетельские показания, записи в книге жалоб, письма-ответы и тому подобные документы.

Живое слово специалиста

Рядовой потребитель, особенно из глубинки, вправе задаться вопросом: где можно познакомиться с текстами упомянутых закона и постановления правительства? Ведь именно эти два документа сегодня регулируют практически все вопросы обмена купленных изделий. Прежде всего, следует знать, что они опубликованы под номером 71 в Национальном реестре правовых актов (Закон "О защите прав потребителей" - 25.01.2002 года, постановление Совмина ј 778 от 14.06.2002 года). По обязательной подписке документы реестра направляются во все районные библиотеки страны. Кроме того, в каждом магазине должен быть оформлен стенд "Уголок покупателя" с выдержками из этого закона и иными необходимыми покупателям документами.

Впрочем, документы документами, но обычному гражданину все же важнее получить не их сухой текст, а живое слово специалиста. Практика повседневной жизни настолько богата, что далеко не всегда обыватель способен самостоятельно разобраться, что к чему. Для установления истины можно обратиться, например, в райисполком. По действующему законодательству, именно на местные органы власти возложены функции защиты прав потребителей, в том числе и предъявления исков в суд. В исполкомах должна быть предусмотрена должность уполномоченного по защите прав потребителей, хотя, к сожалению, такие специалисты имеются еще далеко не везде.

Консультацию по конкретному вопросу можно также получить в 48 организационных пунктах Белорусского общества защиты потребителей, причем 42 из них находятся в райцентрах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter