Обмен валют

Сделка своп между Беларусью и Китаем будет выгодна обеим сторонам

Сделка своп между нашей страной и Китаем будет выгодна обеим сторонам

Недавно в своп-сделке между Беларусью и Китаем, которая так долго не могла состояться, был запущен первый пробный шар. Нацбанк Беларуси получил и зачислил на свои счета в Народном банке Китая 6 млрд. юаней (около $ 900 млн.). В главном финансовом ведомстве страны уверены: это должно оказать положительное влияние на объем международных резервных активов в национальном определении. Хотя на деле выгод в этом проекте немало для обеих сторон.

Своп — обмен одной валюты на другую на определенный период времени по договоренности. Фактически это даже не одна сделка, а две — обе заключаются в одно и то же время с одним и тем же партнером. Впервые слово «своп» белорусы услышали в конце 2008 года, когда в условиях мирового экономического кризиса обсуждались любые, пусть и не совсем традиционные для нашего государства, источники пополнения золотовалютных резервов. А в марте минувшего года Нацбанк Беларуси и Народный банк Китая заключили первую валютную сделку. По соглашению, нашей стране должно быть предоставлено 20 млрд. юаней, а Китаю — Br 8 трлн. (около $ 3 млрд. в эквиваленте). Но несмотря на вполне конкретные договоренности, де-факто этот инструмент долгое время не работал. Как предполагают специалисты, неспешность в проведении сделки была связана исключительно с медлительностью китайской стороны. В Поднебесной такой подход считается нормой — даже после заключения вполне конкретного договора сторона может достаточно продолжительное время тщательно взвешивать все за и против. Хотя ранее в качестве причин нерасторопности китайской стороны называли несовершенство местного законодательства: по законам Поднебесной оборот юаня был возможен только внутри страны.

Своп-линия подразумевает, что Китай и Беларусь производят взаимный обмен валют на определенное время. В результате наша страна сможет импортировать китайские товары за юани, а Китай наши товары — за белорусские рубли. Преимущество таких операций заключается в том, что они почти полностью устраняют валютные риски, ведь традиционные мировые резервные валюты в данном случае не используются, и страны экономят ценный ресурс. «Для Беларуси и Китая фактическая реализация сделки своп позволит снизить валютные риски, связанные с резкими колебаниями курса доллара США на международном валютном рынке. Кроме того, реализация сделки будет способствовать расширению объемов взаимной внешней торговли и увеличению притока китайских инвестиций в Беларусь», — уверен бизнес-аналитик компании «Business Forecast» Александр Муха.

Китаю обмен юаней на рубли также выгоден. Прежде всего Поднебесная сегодня крайне заинтересована в «раскрутке» своей валюты на международном финансовом рынке. Мировые аналитики к моменту подписания китайско-белорусского договора даже окрестили его «началом крестового похода за придание юаню статуса резервной валюты». Помимо Беларуси, свопы Китай произвел с собственной особой территорией Гонконгом (на $ 28 млрд.), Южной Кореей (на $ 25 млрд.), Индонезией ($ 14 млрд.), Малайзией ($ 11 млрд.), Аргентиной ($ 10 млрд.), Россией ($ 2,9 млрд.) и сегодня активно ведет переговоры об аналогичных соглашениях с другими государствами. Кстати, в отношении этих стран Беларусь в каком-то смысле имеет право на новый вариант ведения внешнеэкономических отношений. Торговые операции с ними вполне возможно проводить в китайской валюте, хотя, разумеется, это вопрос отдельных договоренностей.

Благотворно своп-сделка может сказаться и на решении одного из наиболее болезненных для Беларуси вопросов — увеличивающегося внешнеторгового сальдо. В январе — сентябре нынешнего года по сравнению с прошлогодними показателями белорусский экспорт товаров в Китай возрос в 2,8 раза, до $ 356,5 млн. Импорт товаров из Китая увеличился на 48,1%, до $ 1112,7 млн. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами по итогам трех кварталов 2010 года составило минус $ 756,2 млн. Ожидается, что с переходом на расчеты в юанях отток долларов за рубеж при торговых операциях с Китаем сократится. «В ближайшие годы можно ожидать увеличения доли китайского юаня в структуре внешнеторговых операций и иностранных инвестиций, поступающих в Беларусь», — говорит Александр Муха.

Кстати, в отношении более активного использования «альтернативных» резервных валют у нас сегодня наблюдается положительная динамика: по данным Нацбанка Беларуси, в структуре поступившей валютной выручки белорусских предприятий удельный вес российского рубля возрос с 25 % в январе—октябре 2009 года до 36,9 % в январе—октябре 2010 года, а доля доллара, напротив, снизилась с 38,3 % до 32,5 %. Евро также сдал позиции – с 35,2 % до 29,2 %.

Центробанк КНР неоднократно заявлял о необходимости снизить доминирование в международной торговле таких валют, как доллар, евро и иена. Из-за концентрирования многими странами своих денежных ресурсов в этих валютах финансовая система становится менее стабильной, а переход на резервную валюту, не принадлежащую какой-либо стране, снимет эти проблемы. Кстати, Китай на сегодняшний день считается крупнейшим держателем резервных активов в мировом масштабе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter