Обмен ударами по репутации

Война в пространстве геополитики и телепропаганды кардинально отличается от реальной. Телевизионная картинка не передает всего ужаса происходящего: ведь обычная война грязная, жестокая, от нее в первую очередь страдает мирное население — от обстрелов и бомбежек, террора, голода, грабежей и насилия, с чьей бы стороны они ни исходили. Но его беды и страдания становятся разменной монетой у политиков и аргументами пропагандистов.


Кстати, это хорошо усвоили террористы по всему миру. Ракетная позиция возле школы, пуск, «ответка» — и по всем каналам во всех новостях крутят сюжет на нервах, на эмоциях — вот разрушенная школа, убитые и раненые малыши. И уже никого не волнует, кто первый начал: общественное мнение клеймит убийц детей. Про весомость слезинки ребенка знают даже те, кто Достоевского в школе не проходил...

Война в Сирии идет на многих фронтах. Но, пожалуй, информационный — один из главных. Если коалиции, которые воюют с ИГ, на земле и в воздухе хранят вооруженный нейтралитет, то в медиа они ведут жестокие бои без правил.

Очередной эпизод — авиаудар по школе в провинции Идлиб в Сирии. Спутниковый телеканал Al Jazeera поспешил сообщить, что близкие к оппозиции сирийские правозащитники возложили ответственность на Россию. Погибли, по сведениям Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 22 ребенка и 6 взрослых. Если посмотреть на карту Сирии, эта провинция несколько в стороне от Алеппо, где разворачиваются главные события.

Но ведь и коалиция, которая штурмует Мосул, тоже не в белых одеждах.

Накануне начальник главного оперативного управления генштаба ВС России Сергей Рудской сообщил, что самолет ВВС США нанес удар по школе для девочек в южной части Мосула, массированным авиаударам подверглись жилые кварталы населенных пунктов Каракош и Хазна в 20 и 15 километрах восточнее этого города. По словам генерала, в результате этих налетов погибли более 60 мирных жителей, включая детей, более 200 человек получили ранения.

Впрочем, проверить информацию зачастую невозможно, стороны открещиваются от обвинений, требуя железных доказательств. А как это сделать, если бои по освобождению таких крупных городов, как сирийский Алеппо и иракский Мосул, в последние недели идут почти не затихая. И все события, о которых идет речь, происходят на территории, контролируемой ИГ. Понятно, что при всем гуманизме штурмующих, время от времени объявляемых перемириях и предоставляемых коридорах, мирных жителей там хватает. Игиловцы держат их заложниками в надежде связать возможности наступающих, уменьшить применение неизбирательного оружия. Да будь оно самое высокоточное — при масштабных и ожесточенных боевых действиях в условиях густонаселенного города жертв не избежать...

И чем их больше, тем выше градус общественного негодования. Куда его повернуть, вопрос политтехнологий.

В бомбежках гражданских, социальных объектов и применении неуправляемых авиабомб в густонаселенных районах неоднократно обвиняли ВКС России и авиацию Сирии. Удар по гуманитарному конвою Красного Полумесяца возле Алеппо даже назвали военным преступлением. Похоже, что-то не срослось и авиаудар по школе в провинции Идлиб должен вновь поднять градус осуждения. Хотя постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин привел аргумент, что с

18 октября самолеты над восточным Алеппо не летают, только этот факт, кажется, уже ни на что не повлияет…

Зачем это нужно? Буквально в понедельник появилось коллективное письмо-обращение в ООН 86 правозащитных организаций, преимущественно арабских, большей частью — небольших и малоизвестных, возникших на волне сирийского кризиса. Они поставили под сомнение возможность участия России в Совете по правам человека ООН, голосование в состав которого должно состояться на Генассамблее сегодня. Дескать, страна, которая бомбила гражданские объекты в Сирии, сорвала принятие резолюции ООН по Алеппо, не может в нем находиться.

Активно идут вбросы, что США обсуждают с европейскими партнерами вопрос о противостоянии действиям России в Сирии, в том числе путем новых санкций.

Так что накачка общественного мнения, информационная подготовка потом развиваются и закрепляются на дипломатическом фронте — таковы правила гибридной войны. Жаль, что столько усилий тратится не на прекращение конфликта, в котором продолжают гибнуть мирные люди…

valk@sb.by

Фото vedomosti-ua.com.tif
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter