Обмен нарушителями прав человека

«Закон Магнитского» уже привел к обострению отношений между РФ и США и угрожает дальнейшими неприятностями

«Закон Магнитского» уже привел к обострению отношений между РФ и США и угрожает дальнейшими неприятностями

Обе палаты Конгресса США почти единогласно приняли закон, который отменяет хорошо известную поправку Джексона – Вэника и одновременно вводит в действие «список Магнитского», подразумевающий персональные санкции (запрет на въезд в страну и арест активов) против лиц, нарушающих права человека. Администрация США пыталась препятствовать такой увязке, но по ней сложился редкий двухпартийный консенсус. Москва крайне негативно отреагировала на случившееся.

Причиной принятия закона стала смерть в ноябре 2009 года в СИЗО «Матросская тишина» юриста Сергея Магнитского, который был обвинен в помощи руководству фонда Hermitage Capital в уклонении от уплаты налогов. В то же время сам Магнитский заявлял о финансовых злоупотреблениях со стороны ряда следователей МВД и ФНС. Именно они, а также ряд чиновников ФСИН и судебных органов включены американской стороной в «список Магнитского». В то же время данный список может произвольно расширяться, причем его точное содержание может оставаться секретным. Он будет распространяться на любых чиновников, которые, с точки зрения американских властей, виновны в нарушении прав человека. Изначально Вашингтон предполагал распространить данный закон на весь мир, но в конце концов было принято решение ограничиться лишь Россией. МИД РФ уже пообещал симметричный ответ – введение аналогичных санкций против американских чиновников, виновных в нарушении прав человека. В частности, ответственных за жестокое обращение с детьми из России, а также за издевательства над заключенными тюрьмы Гуантанамо.

Что касается поправки Джексона – Вэника, она была введена в 1974 году и подразумевала введение торговых санкций против стран, нарушающих права человека, в частности – право на эмиграцию. Главным объектом поправки был СССР. Уже во второй половине 80-х она утратила смысл, с 1989 года ежегодно приостанавливалась, а с 1994 года не действовала вообще, но формально отменена не была. После вступления России в ВТО сохранение этой поправки даже в «замороженном» состоянии стало прямо противоречить правилам данной организации. Поэтому Вашингтон обязан был ее отменить. Однако сделать это просто так он не нашел в себе сил, оставив Россию «на крючке».

Формально отмена поправки Джексона – Вэника и введение «списка Магнитского» имеют разный масштаб. Если первая отменяет торговые ограничения между странами в целом, то второй касается лишь очень ограниченного круга лиц. Однако не может не удивлять произвольный, к тому же секретный характер составления списка и сам факт (впрочем, уже традиционный) попытки распространения американского законодательства на другие страны.

По-видимому, несмотря на регулярные попытки улучшения отношений, Москве и Вашингтону крайне сложно найти общий язык за исключением отдельных узких вопросов, где у стран конкретные общие интересы (например, борьба с терроризмом или с пиратством).

  Прямая речь

Мы видим, что в мировой политике сохранились и прежние штампы, и стереотипы, и подчас стойкое нежелание слышать мнение партнеров по диалогу. Мы видим продолжающиеся попытки использования двойных стандартов в сфере демократии. Один из последних примеров – это одобренный совсем недавно сенатом США так называемый закон Магнитского.

Сергей Нарышкин, Председатель Государственной Думы РФ

Роль парламентов не состоит в том, чтобы поучать других, подобные попытки лишь привносят нетерпимость и конфликтность в мировые дела. Последний пример – одобрение конгрессом США законодательства, которое под циничными предлогами вводит санкции против российских граждан. Американские инициаторы подобных обменов любезностями должны понимать, что их действия противоречат задачам углубления сотрудничества между Россией и США, между народами двух стран, несущих на своих плечах особую ответственность за обеспечение международной стабильности. Россия не отказывается обсуждать проблему в гуманитарной правочеловеческой сфере, нам здесь есть что сказать нашим партнерам, но делать это нужно на равноправной и взаимоуважительной основе, при условии соблюдения принципов государственного суверенитета, а также с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter