Обмен или деньги? Выбор за вами

15 марта Беларусь отметит День потребителя

Ирина  Барышникова  аргументированно  убеждает  читателей  «Р»:  покупатель  стал  еще  «правее»

Знать, выбирать, быть услышанным и право на безопасность — четыре основных права потребителя. В Беларуси День потребителя учрежден девять лет назад. Надежно ли у нас защищен покупатель? На этот и другие вопросы отвечает начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ирина Барышникова.

 — Ирина Николаевна, белорусские покупатели защищены потребительским законодательством с 1993 года. В середине января вступила в силу очередная, третья редакция Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Какие преимущества дает нам новый документ?

— Значительные. Расширился круг ответственных перед потребителями лиц. Прежняя редакция закона предусматривала ответственность только со стороны продавца, исполнителя и изготовителя. Нынешняя добавила сюда ремесленников, лиц, торгующих на рынках или в иных местах не более 60 дней в году, без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, лиц, оказывающих услуги агроэкотуризма, импортеров, а также работников гарантийных мастерских. Кстати, последние несут ответственность не только за качество, но и за сроки исполнения гарантийного ремонта. Определены объем и порядок доведения информации о продавце и товаре при продаже через Интернет. Кроме того, вводится требование к гарантийному сроку на импортный товар, он должен быть не менее срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь на аналогичный товар отечественного производства, а обязанность по обеспечению ремонта и обслуживания ввезенного товара и поставки запасных частей возложена не только на изготовителя, но и на импортера.

— Раньше проблемы между покупателем и торговой точкой рождались в основном из-за некачественного или неправильно проданного товара. А что делать, когда приходишь в киоск или магазин, особенно на рынках, требовать замены, а торговая точка закрылась?

— Да, с такими проблемами раньше нередко сталкивался наш потребитель. Сейчас он получил право предъявить претензии к импортеру и потребовать у него замену либо ремонт некачественного товара, а также возмещение расходов по ремонту товара, произведенного третьими лицами.

— На этом, надеюсь, приятные новости для потребителей не заканчиваются? 

— Все мы получили право обменять или вернуть качественный товар в течение 14 дней с момента его приобретения. Выбор – обмен или деньги — остается за нами, покупателями. Правда, должны соблюдаться дополнительные условия: товар не находится в употреблении, его потребительские свойства сохранены, а потребитель располагает доказательствами приобретения товара у данного продавца (чеком или другими документами, которые подтверждают покупку).

При этом уплаченные за товар деньги должны быть возвращены немедленно. Если сделать это не представляется возможным, то максимальный срок для удовлетворения требования — не более семи дней. В противном случае продавец будет вынужден заплатить неустойку в размере процента от стоимости покупки за каждый день просрочки. И еще. С 16 января 2009 года потребителю для возврата некачественного товара нет необходимости хранить упаковку.

— Появились ли новые тенденции при продаже «на расстоянии», в том числе и при виртуальной реализации?

— Условия стали более жесткими и регламентированными. При продаже товаров через Интернет, рекламные объявления, почту или другими дистанционными способами продавец обязательно должен предоставить информацию об  изготовителе, основных потребительских свойствах товара, гарантийных сроках, ценах и условиях оплаты, сроках и условиях доставки.

— А каким образом определяются гарантийные сроки на сезонные товары?

— Гарантийные сроки на сезонные товары исчисляются с определенной даты. Например, на летнюю обувь – с 1 мая. Но потребители зачастую начинают использовать товар до ее наступления. Раньше случалось, что продавцы отказывали в удовлетворении претензий потребителей, поскольку брак был выявлен не в гарантийный срок. Теперь в законе установлен порядок определения гарантийного срока на сезонный товар, который потребитель начал использовать до наступления установленной даты, – он исчисляется со дня начала использования товара, и этот день определяет сам потребитель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter