Как рассчитывается потребность сельского хозяйства в удобрениях?

Обманываем себя, других, землю

Когда аграрная наука просчитывает потребность сельского хозяйства в удобрениях, то исходит из количества выносимых урожаем питательных веществ, плодородия почвы, планируемой урожайности и т. д.
Когда аграрная наука просчитывает потребность сельского хозяйства в минеральных и органических удобрениях, то исходит из количества выносимых урожаем питательных веществ, плодородия почвы, планируемой урожайности и других требований. После всех согласований показатели становятся обязательны к исполнению.

В этом году, например, ставилась задача накопить 716,4 тысячи тонн действующего вещества азота, 292,8 — фосфора, 736,4 — калия, а всего — 1745,6 тысячи тонн. Уже в начале года было известно, сколько туков потребуется для ранневесенних и повторных подкормок, весеннего и осеннего сева озимых зерновых. С учетом такого их количества планировалось получить 9200 тысяч тонн зерна, заготовить 8610 тысяч тонн кормовых единиц травяного фуража. 

Но к началу весенних полевых работ стало понятно: все угрожало пойти по другому сценарию. Хозяйства не выбирали туки в установленные сроки, предприятия «Белнефтехима» в оставшееся до начала полевых работ время не смогут удовлетворить потребности аграриев. Так и получилось. Из-за недостатка или полного отсутствия минеральных удобрений кое-где сеяли вообще без них или вносили заниженные дозы. Например, к середине мая, когда большинство практически завершили сев, они имели немногим более половины минеральных удобрений. Но об этом в сельхозпредприятиях и управлениях сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов предпочитали особо не распространяться. Кому хотелось признаваться в грубом нарушении технологии земледелия. Во всех грехах виноватой снова оказалась погода.

Из года в год слушая такие оправдания, каждый раз думаю: жаль, не может она, погода имеется в виду, рассказать, кто сколько внес удобрений, кто сеял по неподготовленной почве неисправными или неотрегулированными посевными агрегатами, кто забыл об оптимальных сроках и так далее… А еще о том, как иные доблестные селяне целых 25 дней, не жалея себя, сражались с первым укосом трав, как в сентябре убирали зерновые...

Аналогичная ситуация прослеживается из года в год. Сельхозугодья и пашня функционируют в режиме постоянного минерального голодания. Но органика, которой пытаются компенсировать недостаток туков, не может полностью заменить фосфор, калий и азот. С 2011 по 2015 год внесение их в расчете на гектар сельхозугодий при пересчете на 100 процентов питательных веществ сократилось с 220 килограммов до 148. В 2,2 раза уменьшилось за это время внесение фосфора. За прошлый год, например, график его поставки выполнен на 60 процентов. Из-за недостатка денег примерно 70 тысячами тонн обделили сельхозугодья калием, 220 тысячами — азотом. На начало этого года просроченная задолженность за туки составляла примерно 890 миллиардов неденоминированных рублей. Это не могло не сказаться на урожаях. Если в 2014 году было намолочено более 9 миллионов тонн, в прошлом — 8668 тысяч, то в этом — 6932 тысячи.

Но мы не при чем, погода виновата?

Конечно, с ней нельзя не считаться. Но не настолько, чтобы делать крайней только ее. Но, согласитесь, уже не один год прослеживается такая закономерность. Если урожай выше предыдущего года, заслуга в этом руководителей и специалистов, им слава и почет. Если урожай ниже, то, оказывается, посевы засушило или замочило. Человеческий фактор в таких случаях на втором месте. А должно быть наоборот. Тогда и результаты будут более весомыми. 

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter