180 нарушений, фиктивные договоры, противодействие задержанию: почему водители частных маршрутных автобусов идут на обман?

Обманный маневр

Почти два года назад в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» были внесены поправки, по-новому разграничившие требования к выполнению перевозок пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении. Чтобы возить пассажиров по расписанию, частным перевозчикам нужно обязательно заключать договоры с операторами и местными властями. Но некоторые компании и ИП с таким положением дел не согласились и продолжают работать с нарушениями. Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций отстаивает интересы пассажиров. Только в филиале Брестской области за полгода выявили 16 нарушений на маршрутах Брест—Гродно, Барановичи—Минск и Брест—Ольшаны. Что творится на других направлениях и насколько бизнес нарушителей закона пагубен для официальных компаний? Корреспондент «Р» решила найти ответ на эти вопросы и отправилась вместе с сотрудниками инспекции в рейд.


Сложный бэкграунд

«Добрый день, мы несостоявшиеся пассажиры сегодняшнего рейса в 6.00 утра Брест—Гродно» — так начинается письмо женщины, адресованное филиалу Транспортной инспекции по Брестской области. На 13 ноября она заказала место в маршрутке у фирмы. Накануне вечером ей позвонил водитель и перенес место отправления — от «Интуриста». В 6.40 маршрутка так и не приехала за пассажирами. А в 7.00 стало известно, что машины вовсе не будет: из-за малого спроса ее решили отменить. В итоге женщина не смогла попасть на прием к врачу и попросила разобраться с недобросовестным перевозчиком.

Это далеко не единственная жалоба, поступившая в инспекцию. Неделей позже похожее электронное письмо прислал мужчина и сообщил, что водитель выдал ему только чек без посадочного талона. «В начале поездки водитель заявил, что будет составлен договор на трансфер, в котором заказчиком перевозки будет выступать сам водитель. А по прибытии договор составлять не пожелал, высадил пассажиров и уехал».

Перевозчики размещают на сайте официально не утвержденное расписание.

Жалуются и официальные лица. От директора автовокзала Бреста в инспекцию поступила информация, что группой перевозчиков в направлении Гродно с использованием сайта отправляются бусы категории М2 (грузоподъемностью до пяти тонн) в регулярном сообщении без наличия лицензии, что является нарушением законодательства, классифицируемым как незаконная предпринимательская деятельность. Не говоря уже про то, что услуги оказывались без заключения договора об организации автомобильных перевозок пассажиров с оператором.

Разумеется, Транспортная инспекция в таких случаях встает на защиту прав пассажиров. Начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала по Брестской области Сергей Мурашко объяснил:

— Нарушений подобных немало. У некоторых из перевозчиков лицензия отсутствовала, в связи с чем были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 12.7 КоАП. По семи субъектам хозяйствования Экономическим судом Брестской области приняты решения о наложении штрафов с конфискацией части дохода.


Неуловимый «Мерседес»

На подготовку к выезду в рейд отводится всего 15 минут. Мы с фотографом вместе с сотрудниками Транспортной инспекции отправляемся на трассу Р-83 в сопровождении ГАИ. Операция проводится скрыто. Чтобы не выделяться, выезжаем на второстепенную дорогу возле поля — нас не видно благодаря растущим высоким тополям вдоль дороги — и ждем сигнала. Расчет прост: если бус прибывает в Брест в 9.30 утра, на этом участке трассы он появится в 9.10—9.20. Когда это время истекает, Сергей Мурашко сообщает:

— Наверное, маршрут изменили. Ждем еще 5—10 минут.

Безрезультатно. Сергей Николаевич совещается с коллегами. Они делают предположение, что перевозчик специально изменил маршрут, так как на этом участке дороги задержания нарушителей происходят довольно часто.

Водитель целый час не впускала инспекторов в маршрутку. Понятыми выступили девушка и парень, которые ехали по той же трассе на собственном авто.

Нас предупреждают о «второй волне»: эта же маршрутка сегодня будет выезжать из Бреста в Гродно. Придется обождать пару часов, а затем отправиться к месту сбора пассажиров, указанному на сайте, — водонапорной башне и вычислить нарушителя.

Наверняка у читателя все еще возникает вопрос: что происходит?

— В обязанность регулярного перевозчика входит выполнение рейса независимо от количества пассажиров, времени года и суток. На регулярные перевозки пассажиров составляется публичный договор, в соответствии с которым все права и обязанности сторон перевозки регламентированы законодательством. Нерегулярные перевозки предназначены для того, чтобы возить группы пассажиров по внезапно возникшей необходимости, не связанной с движением устоявшихся пассажиропотоков: свадьба, спортивное мероприятие и так далее. Согласно изменениям в Указе № 450 перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении являются нелицензируемым видом деятельности. Появились различные сайты, на которых перевозчики разместили официально не утвержденное расписание и таким образом вводят пассажиров в заблуждение. Расписание могут утверждать местные исполнительные и распорядительные органы или утвержденные ими операторы, которые изучают маршрут движения, безопасную скорость, режим труда и отдыха водителя и впоследствии несут ответственность за транспортное обеспечение населения определенной территориальной единицы, — рассказывает Сергей Николаевич.

Сотрудник Транспортной инспекции оформляет постановление.

Правила конкуренции в стране для всех одинаковы. Если на один маршрут есть несколько претендентов-перевозчиков, выиграет тендер тот, у кого лучше машина и за кем не числится нарушений. Но беда в том, что тот, кто работает по закону, чтобы снизить тарифы пассажирам и обновить вовремя автопарк, должен зарабатывать. А сделать это он не может: у него забирают клиентов недобросовестные конкуренты. Причем работают они по своему графику, подгадывая выезд на 15—30 минут ранее, чем указано в расписании на автовокзале.

Сколько на самом деле перевезено пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных перевозок, никто не знает. Конкретную информацию, точную статистику по доходам никто установить не может. А экономика-то «теневая».


Видимость законной работы

Чтобы убедиться, ищу в поисковике тот самый сайт. Выглядит он как обычный интернет-ресурс для заказа поездки. Заполняю графы «откуда», «куда» и «когда». Ближайший маршрут сегодня в 12.00, три свободных места. Через 15 минут программа уже показывает, что все места забронированы.

— Ресурс предоставляет информацию о регулярных рейсах. Мы обрабатываем маршруты Гродно—Брест и Брест—Гродно. Кроме этих маршрутов, предлагается выбрать также маршруты из Гродно в Минск, из Могилева в Бобруйск. Они захватывают направления с наибольшим пассажиропотоком, это самые прибыльные маршруты. Кстати, если вы сделаете заказ и ко времени отъезда не прибудете на посадку, вас могут заблокировать на сайте, — предупреждает Сергей Николаевич.


Напомним, бронирование мест и продажа билетов не запрещены через сайты. Но не для нерегулярных перевозок пассажиров. В Транспортной инспекции постоянно проводится мониторинг сайтов, делаются скриншоты с расписания движения, которые прилагаются к материалам административных дел. Это доказательства, что маршрутки ездят по расписанию.

Нерегулярные перевозчики, которые на самом деле катаются регулярно, составляют фиктивные договоры о том, что пассажиры едут в составе организованной группы. Оформляется заказ-наряд, заказчиком выступает какой-нибудь индивидуальный предприниматель. Пассажиров начинают инструктировать перед поездкой, мол, они едут из Гродно в Брест для посещения, например, Брестской крепости. «Нерегулярщики» даже видимость законной работы пытаются создать — выдают билеты.

— Приемы недобросовестной конкуренции позволяют какое-то время существовать на маршруте. Если таких перевозчиков привлекут к ответственности на одном маршруте, они с легкостью перекочуют на другие, — объясняет Сергей Мурашко. — У одного из тех перевозчиков, которых мы остановили, не было лицензии и договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Он эксплуатирует четыре буса, проезжающие в день примерно по 500 километров каждый. В случае ДТП перевозчик не сможет оперативно выплатить компенсацию ущерба, нанесенного здоровью пассажиров.



Документы на перевозку оформляются нерегулярными перевозчиками для прикрытия их незаконной предпринимательской деятельности. Фактически то, что они указывают в бумагах, действительности не соответствует. Например, недавно в заказе-наряде в качестве старшего группы по нерегулярной перевозке была указана девушка-пассажир, которая во время опроса даже не знала, что якобы она является представителем заказчика и представляет интересы группы «туристов».

Во время проверок автобусов Транспортной инспекцией нередко выявлялись случаи невыдачи пассажирам билетов. Их отдают только в конце поездки, а могут не предоставить совсем. Когда берутся свидетельские показания, в протоколах опросов пассажиры указывают, что водителю «передавались денежные средства в размере 15 рублей», но никаких документов, подтверждающих этот факт, не было. При этом выдача билетов обязательна при осуществлении регулярных перевозок.

Попытка номер два

За 40 минут до отправления того самого автобуса мы вместе с Сергеем Николаевичем в целях конспирации пересаживаемся в другую машину и отправляемся на старый автовокзал к водонапорной башне, чтобы проследить движение нарушителя.

— Четвертый регион, это он! — замечает вдруг начальник управления. На подъезде к остановке — белый бус, бывший когда-то грузовым, но переоборудованный для перевозки пассажиров.

В автобусе постепенно заполняются все места. В 12.00 он стартует. Сергей Николаевич каждую минуту сообщает коллегам, как движется белый «Мерседес». Периодически мы останавливаемся на стоянках и съезжаем с дороги, чтобы не рисоваться.


— Тормозим возле населенного пункта Тельмы, — сообщает Сергей Николаевич.

Включаются синие маячки, одна из машин Транспортной инспекции обгоняет автобус, подавая звуковой сигнал, и просит прижаться к обочине. Водителя буса, девушку, инспекторы знают неплохо: не первый раз попадается она на этом маршруте. Хорошо известно, на какого индивидуального предпринимателя она работает, как и то, что у ее работодателя нет лицензии. Но для проверки транспортного средства водитель отказывается впускать в салон инспекторов, блокирует дверь и требует предписание на проведение проверки.

— Мы разъяснили водителю, что в соответствии с законодательством наличие предписания на осуществление процессуальных действий по допущенному административному правонарушению не требуется, после чего приступили к выполнению своих должностных обязанностей, — поясняет специалист инспекции.

Почти час даме-водителю пытаются зачитать постановление, но она то закрывает окно перед сотрудниками, то начинает ругаться. Периодически поворачивается к пассажирам и о чем-то их предупреждает. Инспекция проверила маршрутку по камерам наблюдения на этой трассе. На распечатках видно, как она ехала сегодня утром в 9.13.

Один раз женщина попыталась уехать, несмотря на перегородившего ей путь сотрудника ГАИ. Но выхода нет — понятыми выступают девушка и парень, которые ехали на собственном авто по той же трассе. Двери маршрутки наконец открываются.



— Какие основания для установления личности?! — кричит женщина.

Да, нервы в такой ситуации на пределе. Не только у нее. Пассажиров жалко: пусть, возможно, и осознанно, но они стали невольными заложниками ситуации. Два молодых парня вышли на обочину для перекура, а заодно спросить, сколько продлится это дорожное противостояние. С работниками Транспортной инспекции у них происходит разговор.

— Один из пассажиров начал утверждать, что они всей группой посещали Брестскую крепость. Это так? — спрашивает представитель инспекции.

— Да, экскурсия была, — вдруг подтверждает русоволосый парень студенческого возраста.

— А кто у вас экскурсовод был? Девушка-блондинка или брюнетка? По какому маршруту проходила экскурсия? — продолжает инспектор.

— Уже не помню, — отвечает парень. К таким вопросам он явно не готов. Молодого человека пре­дупреждают, что за дачу ложных показаний он может понести ответственность, и настрой юлить и обманывать куда-то исчезает. Позже, когда его опрашивали, он поинтересовался, не узнает ли водитель о том, что он скажет. И только после этого дал показания.



Интересуюсь у Михаила, пассажира, у которого только что закончился опрос:

— Водитель выдал чек или договор?

— Чеки выдаются по завершении поездки. Заказывал маршрутку на сайте. Но лучше бы на поезде поехал…

Несмотря на противоправные действия, факт незаконной предпринимательской деятельности скрыть не удалось. Соответствующие материалы будут переданы в суд.  

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Григорий ВЕРЕМКО, начальник Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций:

— В Транспортную инспекцию регулярно поступают жалобы на перевозчиков, которые под видом нерегулярных осуществляют регулярные перевозки. Все обращения граждан рассматриваются в обязательном порядке. К примеру, только в ноябре этого года в инспекцию поступило таких 20 жалоб. В них говорится о некачественном оказании услуг по перевозкам пассажиров в междугородном нерегулярном сообщении.

В настоящее время Транспортная инспекция ужесточила контроль за соблюдением законодательства при выполнении перевозок пассажиров в междугородном, а также в международном сообщении. К перевозчикам, которые нарушают законодательство, применяются меры профилактического характера (выдача рекомендаций, предписаний об устранении выявленных нарушений), меры административной ответственности, вплоть до лишения лицензии на перевозки (получение лицензии необходимо для выполнения международных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров в регулярном сообщении по территории страны). В текущем году инспекция выявила около 800 нарушений, 180 из которых — непрохождение гостехосмотра, нарушение режима труда и отдыха водителя, непрохождение предрейсового и медицинского осмотра перед выездом на линию, зафиксированы неисправности автобусов. При этом большая их часть выявлена при выполнении нерегулярных междугородных перевозок.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей ВЯЗМИТИНОВ