Обман по-честному

От сельхозпредприятий требуют увеличения поставок молока сорта «экстра», а что из него делают, неизвестно
Люблю читать надписи на этикетках, бирках и самом товаре, даже если они написаны мелким шрифтом. Все-таки интересно знать состав некоторых видов продукции, сроки хранения, другие характеристики. Много любопытного, интересного, полезного и иногда совсем непонятного рядовому потребителю можно найти на некоторых видах упаковки. 

Так, до сих пор помню, как однажды на двух партиях отечественного зеленого горошка, выпущенного в один и тот же день в одинаковой упаковке одним и тем же предприятием стояла разная цена. Почему так, никто из работников магазина внятно объяснить не мог. А глянув однажды из чего сделана второсортная колбаса «Панская», сильно усомнился, что ее не то что паны, а подпанки есть стали бы. Но это неважно. Зато как привлекательно звучит название.

Теперь каждый может выбрать товар в зависимости от своих возможностей и вкуса. Одних только молочных продуктов переработчики предлагают не менее двухсот видов. В свою очередь, производители значительно улучшили качество сырья. Второсортное молоко уже кануло в Лету, остались «экстра», высший и первый сорт. С соответствующей оплатой за качество. За прошлый год, например, сельхозпредприятия реализовали 38 процентов «экстры» и около 50 процентов молока высшего сорта. Но разницу между ними покупатель не определит ни на вкус, ни по внешнему виду. Молоко как молоко, сыр как сыр, сметана как сметана. Разве что жирность разная. А какую продукцию изготавливают из молока высшего сорта или сорта «экстра» -- не сказано ни на одной этикетке. На каком-то этапе переработки эта разница теряется. Зачем тогда донимать сельхозпредприятия увеличением реализации «экстры»? Не случайно некоторые производители все чаще высказывают предложения сделать для молока единое требование – приемное и неприемное, установив на них соответствующие требования. А деление на сортность – это скорее основание для того, чтобы занизить цену. Помню, как лет шесть--восемь назад одно из ведущих молокоперерабатывающих предприятий уличили в занижении качества молока самой высокой пробы. С тем расчетом это делалось, чтобы не доплачивать хозяйствам. Не знаю, сколько на этом сэкономили тогда переработчики, но отрицать подобных случаев не стали. После обнародования таких фактов на страницах «СГ» больше подобных случаев не было. 

При выборе продуктов питания покупатели в первую очередь обращают внимание на цену. А сколько в бутылке или пакете молока, сметаны, гречки, макарон, хлеба, конфет, изучать возле прилавка некогда. Многие полагают, что покупают общепринятое, традиционное количество -- литр, килограмм или полкилограмма. Но, оказывается, не всегда. Расчет у производителя и торговли простой – если упакованный товар несколько уменьшить или облегчить, то внешне он останется примерно таким, как раньше, а цена – прежней или увеличится незначительно. В этом плане, как мне кажется, они неплохие психологи. Так, 900-граммовый пакет молока жирностью 2,5 процента стоит 7,8 тысячи рублей. Если его количество довести до литра, то стоимость автоматически возрастет до 8,7 тысячи. А если приравнять к базисной жирности, то оно теоретически подорожает до 12,8 тысячи рублей. Но какие в данном случае могут быть претензии к переработчикам или производителям, если на упаковке вес или объем указаны верно. Молоко фасуют уже по 930 миллилитров, сметану – по 430, гречку -- по 800 граммов, пытаясь таким образом привлечь ценой. Потому как она на некоторые виды товара может и отпугнуть. А так, как говорится, недорого и сердито. 

А недавно совсем удивился, когда увидел молоко со сроком годности три, шесть и даже больше месяцев. Зачем нам такое, если в продажу ежедневно поступает свежее, причем более дешевое. Уверен, дефицита его не будет. Но даже если и будет, то желание попробовать молоко, которому шесть месяцев от роду, вряд ли возникнет. 

Когда хочешь ознакомиться с содержимым некоторых видов товаров, то моментально понимаешь, как это непросто. Шрифт ведь такой, что даже при хорошем зрении его невооруженным глазом не прочитать. Не поддается он чтению на некоторых видах сосисок, батончиков. Недавно, например, заинтересовал состав крабовых палочек. Когда осилил написанное, то оказалось, что в содержимом нет ни грамма крабового мяса. Правда, производители предупреждают заранее: эта продукция всего лишь имитация. Как и некоторые виды быстроприготовляемого пюре… со вкусом курицы или грибов. Но только сами они в состав не входят. Вместо них – заменители или усилители вкуса. Обман? Нет, все по-честному. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter