Восемь из десяти весов врут или используются продавцами с нарушениями

Обман на чаше весов

Восемь из десяти весов врут или используются продавцами с нарушениями. Такую неутешительную статистику прошлогодних проверок опубликовал Государственный комитет по стандартизации. Мы уже писали об этом в номере от 27 января. Убедиться, что продавцы исправились, вместе с начальником отдела метрологического надзора этого ведомства Сергеем Андреевым отправляемся на самый проблемный минский рынок «Курасовщина». В тот раз поверку не прошли все проверенные весы… Что сейчас?


— Мы осмотрели 509 торговых точек на 106 рынках страны. В 386 ларьках нашли нарушения. Половина приборов оказалась технически неисправна, — констатирует печальные цифры Сергей Аверьянович, пока мы идем по рядам.

В суд направили 306 протоколов. И часть из них уже рассмотрена: недобросовестные предприниматели заплатили штрафы на сумму более 350 миллионов рублей.

Проходимся по рядам. Приборы, загроможденные товаром так, что не видны покупателю, по-прежнему встречаются. Таких нарушений — через одну торговую точку. А в одном роллете весы и вовсе стоят на полу под прилавком.

— Это стандартное нарушение, — комментирует Сергей Андреев. — Покупатель должен видеть весь процесс взвешивания.
Очевидно, ловкость рук и неисправные весы позволяют продавцам выуживать деньги из карманов покупателей.

— Бывает, в обычных механических весах измеряющую массу пружину чуть-чуть ослабляют, поэтому вместо 800 или 900 г прибор показывает килограмм, — объясняет ходовую уловку мой спутник. — Весы обязательно должны быть опломбированы. Если пломбы нет, продавец их регулировал и, понятное дело, не в пользу покупателя.

А мы продолжаем свой негласный мониторинг. Среди других нарушений, мимо которых просто нельзя пройти, — сплошное отсутствие поверительных наклеек и пломб на весах. На прямые вопросы мы слышим лишь невнятные слова продавцов и всеми фибрами ощущаем их раздражение.

Но самый распространенный недочет — это весы, стоящие на деревянных ящиках или еще лучше — картонных коробках. Прошло уже несколько месяцев — картина та же. Бороться с этим сложно, потому что одни частники уходят, на их места приходят другие все с теми же нарушениями. Так что проверки Госстандарт имеет право проводить каждый месяц, причем делать это без предварительного уведомления администрации рынка.

Тем временем я намеренно задеваю весы, стоящие на деревянном ящике, — стрелка колеблется, как маятник. Но продавца, тучную женщину Галину, это ничть не смущает. Она продолжает взвешивать мандарины.

— Вообще-то весы должны стоять устойчиво. Смотрите, как у вас стрелка маячит, — делаю замечание в надежде услышать извинения, но не тут-то было.

— Не нравится, идите дальше, — грубо отвечает продавец в порванном фартуке.

Мандарины мы все-таки затем купили, чтобы взвесить их на контрольных весах. Кстати, чтобы их найти, пришлось немало побегать: продавцы уклончиво отмахивались от нас рукой: мол, где-то там, поищите. И все-таки мы нашли.

— Контрольные весы принадлежат администрации рынка, поэтому их показаниям можно верить смело. Ни к одним из проверенных контрольных весов в прошлом году серьезных претензий у нас не было, — вспоминает Сергей Андреев. — Вот это голографическая поверительная наклейка. Видите? — инспектор показывает круглый голубой стикер, на котором указан год и месяц поверки. — Эта наклейка означает, что весам можно верить.

Взвешиваем свои мандарины — девятьсот пятьдесят граммов. В чеке — кило пятьдесят. Галина, получается, обманула.

Возвращаемся к нарушительнице. Она пыталась спорить, но, увидев удостоверение инспектора, и деньги вернула, и нарушения пообещала устранить. Представитель Госстандарта, в свою очередь, пообещал в следующем месяце обязательно нагрянуть с проверкой на этот рынок и к Галине в частности.

Инна ГОРБАТЕНКО
gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter