Марина – «сербский мастер перформанса». Кое-кто говорит, что я, мол, перформансов не понимаю. Отнюдь! Я их, может быть, понимаю даже слишком хорошо. К примеру, ежели человек играет на рояле, сидя внутри него, то понятно же, что это «пример того, что искусство делает с человеком». А когда другой мастер берет интервью у себя самого, то вывод один: все достойные собеседники в мире закончились. С нашими телеведущими, скажем, это случается сплошь и рядом, что ж тут не понять? Или вот: художник нанял кучу безработных, раздел их догола и расставил в ряд «в порядке градации цвета их кожи» - прикольно ведь? А на самом деле – это метафорическая палитра, смешивая в произвольном порядке краски которой, творец…
Вы не думайте, я все это не сам придумал. Это лучшие, по мнению экспертов, перформансы 2000-х, самые, что называется, сливки. Как видите, мы с вами вполне себе способны их понять, пусть и с напряжением наработанных ассоциативных связей. Что заставляет одновременно и собой гордиться, и авторам завидовать: ведь умеют же люди со всякой … еще и денег заработать!
И вот недавно во Флоренции проходила выставка Абрамович. Когда все закончилось и сербка пошла к выходу, к ней подбежал гражданин Чехии с портретом, на котором была изображена она сама. «Внезапно он резко ударил портретом, картина порвалась, и я оказалась внутри рамы», - рассказала о дальнейшем Марина. Когда она спросила чеха, зачем он это сделал, то ответ был методологически безупречен: «Ради искусства».
Согласитесь, вот перед вами - художник со всем его уникальным внутренним миром и неповторимым опытом познания мира. И – раз! - он заключен внутрь картины с его же изображением. Ах, как же это глубоко, символично и амбивалентно! Творец как бы протыкает головой незримую, но концептуально связанную с ним же преграду, заявляя миру о том, что не умещается в плоские рамки.
Возможна и противоположная трактовка: то, как видят нас окружающие, наш портрет - это внешнее. Атрибуты личности, мешающие рассмотреть
Читайте также
Искусство (Абрамович), заключенное в искусство (ее портрет), обрамленное искусством (рама), находящееся в искусстве (палаццо Строцци), вплетенное в контекст искусства (Флоренция)… - видите, как много культурологии и трансцедентности скрыто в хулиганском, на первый взгляд, ударе по голове пожилой уже женщины? Поэтому я и утверждаю, что для Марины это происшествие – двойная радость. Двойная - ибо страшно даже подумать, что если бы творец промахнулся и заехал углом рамы… то и все искусство было бы другим, и мы с вами.
На первый обывательский взгляд и мне, и вам было бы, наверное, тупо обидно получить картиной по голове. Того же примитивного мнения и полиция, не нашедшая ничего лучшего, как задержать нападавшего. Но не торопитесь, вспомните слова самой Марины Абрамович: «Многие не любят перформанс, потому что видели много плохих перформансов. Сказать по правде, человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни». Тут ведь даже нечего и добавить.
Кроме, пожалуй, одного: если вы видели один перформанс, вы видели их все.
mukovoz@sb.by