Обидеть художника может каждый

Нет ничего, думаю, более приятного для художника, чем быть понятым. Не вообще, не в принципе, не с большего – а внутренне, глубинно, конгениально. И при жизни. Именно такая радость случилась с «бабушкой искусства перформанса» Мариной Абрамович на 72 году. Ей на голову надели картину с ее же изображением. И я сейчас объясню, почему это – радость. 

Марина – «сербский мастер перформанса». Кое-кто говорит, что я, мол, перформансов не понимаю. Отнюдь! Я их, может быть, понимаю даже слишком хорошо. К примеру, ежели человек играет на рояле, сидя внутри него, то понятно же, что это «пример того, что искусство делает с человеком». А когда другой мастер берет интервью у себя самого, то вывод один: все достойные собеседники в мире закончились. С нашими телеведущими, скажем, это случается сплошь и рядом, что ж тут не понять? Или вот: художник нанял кучу безработных, раздел их догола и расставил в ряд «в порядке градации цвета их кожи» - прикольно ведь? А на самом деле – это метафорическая палитра, смешивая в произвольном порядке краски которой, творец…

Вы не думайте, я все это не сам придумал. Это лучшие, по мнению экспертов, перформансы 2000-х, самые, что называется, сливки. Как видите,  мы с вами вполне себе способны их понять, пусть и с напряжением наработанных ассоциативных связей. Что заставляет одновременно и собой гордиться, и авторам завидовать: ведь умеют же люди со всякой … еще и денег заработать!   
   
Так вот: Марину Абрамович не зря называют «бабушкой перформанса», как когда-то «бабушкой русской революции» называли нашу землячку Брешко-Брешковскую. Знаменитой ее сделала такая штука: в далеком уже 1974 году она разложила на столе разные предметы, от перышка до ножниц, от цветка до пистолета, и разрешила публике делать с их помощью «все, что они захотят» с ней, стоящей неподвижно. Шесть часов она позволяла «любые манипуляции» с собой и предметами – так, по крайне мере, пишут. Что-то мне подсказывает, что не совсем-таки и все, и не так уж неподвижно это было. Но 15 минут своей славы после той рабочей смены Марина успешно вложила в дальнейшую художественную карьеру. Да, а перформанс тот «показал скрытую сущность человека». И всего за 6 часов. Ну, мы-то с вами про это сразу проассоциировали, правда? 

И вот недавно во Флоренции проходила выставка Абрамович. Когда все закончилось и сербка пошла к выходу, к ней подбежал гражданин Чехии с портретом, на котором была изображена она сама. «Внезапно он резко ударил портретом, картина порвалась, и я оказалась внутри рамы», - рассказала о дальнейшем Марина. Когда она спросила чеха, зачем он это сделал, то ответ был методологически безупречен: «Ради искусства». 

Согласитесь, вот перед вами - художник со всем его уникальным внутренним миром и неповторимым опытом познания мира. И – раз! - он заключен внутрь картины с его же изображением. Ах, как же это глубоко, символично и амбивалентно! Творец как бы протыкает головой незримую, но концептуально связанную с ним же преграду, заявляя миру о том, что не умещается в плоские рамки. 

Возможна и противоположная трактовка: то, как видят нас окружающие, наш портрет - это внешнее. Атрибуты личности, мешающие рассмотреть
Верю — не верю

Читайте также

подлинное содержимое. Мы все как бы одеты в эту кожу, она облегает нас, натянутая в момент рождения одним сингулярным ударом извне… Не совсем облегает, говорите? И рама как-то на плечах топорщится? Простите, но вы ничего не понимаете в современном искусстве. Оно все соткано из метафор, дискурсов и нарративов, а вы и слов-то таких, видать, стараетесь не употреблять…

Искусство (Абрамович), заключенное в искусство (ее портрет), обрамленное искусством (рама), находящееся в искусстве (палаццо Строцци), вплетенное в контекст искусства (Флоренция)… - видите, как много культурологии и трансцедентности скрыто в хулиганском, на первый взгляд, ударе по голове пожилой уже женщины? Поэтому я и утверждаю, что для Марины это происшествие – двойная радость. Двойная - ибо страшно даже подумать, что если бы творец промахнулся и заехал углом рамы… то и все искусство было бы другим, и мы с вами.  

На первый обывательский взгляд и мне, и вам было бы, наверное, тупо обидно получить картиной по голове. Того же примитивного мнения и полиция, не нашедшая ничего лучшего, как задержать нападавшего. Но не торопитесь, вспомните слова самой Марины Абрамович: «Многие не любят перформанс, потому что видели много плохих перформансов. Сказать по правде, человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни». Тут ведь даже нечего и добавить. 

Кроме, пожалуй, одного: если вы видели один перформанс, вы видели их все. 

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter