Обида - двигатель прогресса?

Что у Адама ГЛОБУСА вышла новая книга или по его литературному проекту в Москве снимается сериал, в котором главную роль чуть было не предложили Шону Коннери, или то, что книгоиздатель и писатель запустил свой проект на телевидении, на этот раз белорусском, - все это давно перемалывается в кулуарах и сенсацией там же, в кулуарах, не считается.
Что у Адама ГЛОБУСА вышла новая книга или по его литературному проекту в Москве снимается сериал, в котором главную роль чуть было не предложили Шону Коннери, или то, что книгоиздатель и писатель запустил свой проект на телевидении, на этот раз белорусском, - все это давно перемалывается в кулуарах и сенсацией там же, в кулуарах, не считается. А меня, не скрою, весть о том, что скоро Глобус появится на экране, заинтриговала. Хотя, предупреждает писатель, пока радоваться рановато

: - У меня записана одна "пилотная" передача. О чем в ней речь? Это своего рода телевизионное литературное кафе. Аналоги таких программ существуют во всех странах. В телекафе собрались разные люди, имеющие отношение к литературным журналам, причем иногда полярным по взглядам, - обсудить дела на нашем общем поприще. Но пока передача не вышла в эфир, возможно, вообще не увидит свет... Между прочим, идея делать литературную передачу исходила не от меня: БТ меня пригласило в качестве ведущего, да еще пообещало, что хорошие деньги заплатит. Я и пришел - исполнить, как говорится, долг перед родиной. Но, к сожалению, наше ТВ пока более материалистическое, нежели идеалистическое.

- А сами вы как думаете: зачем вообще программа о литературе на ТВ, ее разве будут смотреть люди, прилипающие к экранам ради сериалов?

- Раньше было много литературы на ТВ. Теперь вовсе нет - исчезла куда-то... Но это противоестественно: книжный мир в Беларуси есть - это обширная и перспективная область. Мы печатаем миллионы книг в год, и эти издания востребованы не только на внутреннем рынке: они идут в Украину, Литву, не говоря уже о России. Если это экономически выгодно, почему мы об этом не пишем, не показываем? Есть чем гордиться и что развивать, почему же тогда замалчиваем? Уже 500 лет возим книги в Москву, главный минский проспект назван именем первопечатника - разве это случайно?

- Вы говорите о книге как о товаре. А как же духовное наполнение этой многотиражной продукции? Меня, например, шокирует, когда люди начинают читать "Идиота" Достоевского только после его экранизации, потому что имя классика становится модным брэндом.

- Стоило бы печалиться, сделай кто-нибудь плохую экранизацию "Идиота". А если народ валом повалил скупать произведения Федора Михайловича - значит, сняли хорошее кино. Мне, например, жаль, что в моем фильме главную роль не сыграет Сергей Доренко. Из него вышел бы отличный актер, но бывший журналист занят выяснением отношений с Березовским и выбрал не кино, а коммунистическую партию. Между прочим, Агата Кристи была категорически против того, чтобы снимать фильмы по ее романам. Она думала, что после экранизации уменьшатся тиражи книг. И только после смерти писательницы появились первые фильмы по ее произведениям. Так что реклама в виде экранизации "Идиоту" не помешала, она сделала свое дело.

- У современного человека одна проблема: как успеть за временем? Телевидение не всегда помогает, а книги тем более - кто сейчас собирает домашние библиотеки?

- Действительно, мало кто. Кризис в книжном мире - не новость. За последние годы объем книжной продукции на ежегодной франкфуртской ярмарке сократился в несколько раз. Книга - это роскошь, ее покупают для себя, она становится дорогой и станет еще дороже - и должна стать.

- Возвращение к ценам времен Гуттенберга и Скорины?

- Книга имеет право быть уважаемой. А насчет ее полного исчезновения не беспокойтесь. В книжном формате останутся романы, поэзия, учебники, энциклопедическая литература, много всего.

- Допустим, мировая литература продержится. А как же родная, отечественная?

- А я не считаю, что белорусская литература находится в кризисе. Мы просто остались наедине с собой, чтобы провести переоценку ценностей. Переоценку, которую, по большому счету, следовало сделать еще в 1991 году. Заметьте, как изменилась за эти годы российская литература. А наша - мало изменилась. Мы остались с теми же ценностями, что и почти 15 лет назад, с прежними именами - Быков, Короткевич... Но это - классики, а мы живем сегодня, и останутся ли от нашего поколения классики? Необходимо на литературной карте менять жанры, имена, отношения с читателями, не стоит забывать, что литература в некоторой степени товар.

- Вам лично, похоже, это удалось.

- Не стану заниматься самооценкой.

- У нас, по статистике, 500 писателей, а сколько настоящих?

- А сколько у нас хлеборобов? И если так много оных, почему тогда у нас такой посредственный хлеб?

- Но не весь же плохой.

- А между тем совсем рядом, в Вильнюсе, в магазине вы найдете 80 сортов, а у нас?

- Но в Вильнюс же за хлебом не поедешь!

- Да я и не пропагандирую таких поездок. Просто хочу показать, что есть вещи, не поддающиеся статистическому анализу. Невозможно использовать статистику для творчества, вроде: тот и тот написали по 120 картин... Ну и что из этого?

- После издания вами дневников своего отца многие ринулись печатать свои воспоминания, дневники. К тому же в литературной среде заварился бой между Гилевичем и Аврамчиком за право на авторство поэмы "Сказ пра Лысую гару". Тенденция, однако...

- Между прочим, я пару лет назад написал в своих заметках "Сучасьнiкi" в "Нашай Нiве", что автор "Сказу..." Микола Аврамчик. Но тогда никто не заметил моих слов. Дело в том, что, когда Аврамчик тяжело заболел, он признался моему отцу в авторстве, на всякий случай. Но спорщики забыли еще об одном авторе - Петрусе Макале. А я предполагаю, что именно он написал в поэме о самих Гилевиче и Аврамчике. Не удивлюсь, если объявятся еще какие-нибудь претенденты на соавторство, например, Бородулин. А Гилевич действует по всем законам "пиара", и это меня радует.

- Вы не боитесь говорить о людях правду, а они ведь обижаются, наверное.

- "Кры›да", обида - основное чувство белоруса. Поэтому, если главная эмоция моего читателя - обида, я буду его обижать. Обижать, не оскорблять. И если Кася Камоцкая в том, что у нее не пишутся песни, на страницах вашей газеты обвиняет Франтишка Богушевича, то я обязан защитить Богушевича, поэзию которого я считаю первым вздохом белорусской литературы. Можно, конечно, критиковать Богушевича, но завтра придет человек, который спишет в архив Купалу. И окажется, что "беларусы нiкога не маюць", и даже Купалы.

- Как вы оцениваете наше интеллектуальное сообщество - оно способно давать качественный продукт?

- Если сравнивать с ближайшими соседями, у нас не все плохо. Мы не разделены на сторонников и противников войн на Кавказе, не обсуждаем, что лучше - Евросоюз или Америка. У нас идет процесс формирования самооценок, самоидентификация. Интеллектуалы должны помочь в этом другим: самоидентифицироваться - значит полюбить себя и свою страну.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter