Обесцененное золото Полесья.

Разумно ли используются осушенные угодья?

Разумно ли используются осушенные угодья?

Сколько помнит себя земля белорусская, шумят над ней леса, хранят древние тайны раздольные болота. Республика наша относится к наиболее “мокрым” странам Европы, общая площадь переувлажненных земель в ней превышает 8 миллионов гектаров, что составляет почти 40 процентов территории. Неудивительно, что вокруг этих земель в последние десятилетия разгорелись бурные дискуссии. Одни доказывают, что нужно избавиться от источников сырости, рассадников болезней, комарья. Другие убеждены: полесские болота не следует осушать, ведь они — “легкие” всей Европы.
Истина, как всегда, находится где-то посередине. Мелиорация нужна, но не “полная и окончательная”, а научно обоснованная, в согласии с природой. И осушенные земли, в которые вложены громадные народные средства, должны разумно эксплуатироваться, давать отдачу. На проблему мелиорации, эффективность использования осушенных торфяников во время последней поездки по Полесскому краю обратил внимание и Президент страны. А что проблема есть, нетрудно убедиться на примере Любанщины, где на заре советской власти начиналась массовая мелиорация Полесья.

Так это было

Воинская часть выделила четыре списанные лошади с телегами. И передовой отряд из семи вчерашних солдат направился в глубь любанских болот. На острове Заболотье разбили палатку, развели костер. А на следующее утро Эммануил Модин, Тимофей Анисимов, Михаил Осипов, Федор Коврик начали рубить лес для избы, копать канал. Вскоре на помощь подтянулись основные силы покорителей болот — демобилизованные солдаты.
В июне 1929 года коммунаров посетил Председатель ЦИК БССР А. Червяков. Высокий гость остался довольным ходом работ.
В распоряжении коммунаров появились современные по тем временам тракторы, необычных размеров плуги. По рельсам побежал небольшой паровозик, связывавший остров с “большой землей”. Начали ликвидировать безграмотность. Когда в день двенадцатой годовщины Октябрьской революции коммунары включили электростанцию, яркий свет всерьез напугал окрестных полешуков, посчитавших, что на острове большой пожар.

Черные торфяники

Деревня Коммуна хранит память о покорителях Марьинских топей не только в своем названии. Но всегда ли разумно распоряжаемся мы богатством, добытым такой неимоверно дорогой ценой? К сожалению, нет. Исследования геодезистов в окрестных хозяйствах показали, что во многих местах пласты торфяников уменьшились на 70—140 сантиметров.
— Наши земли на 85 процентов мелиорированы, — рассказывает председатель местного СПК “БВО” Андрей Храков. — И где-то каждый девятый гектар их истощился так, что на нем не хотят расти даже сорняки.
— Куда же девался солидный пласт торфа? — спрашиваю.
— За десятилетия его так интенсивно пахали, бороновали, иногда по несколько раз за сезон, что торф превратился в пыль, которую ветры унесли неизвестно куда. Для сохранения оставшихся торфяников нам нужно непременно менять систему севооборота...
Эту точку зрения разделяет и начальник районного управления сельского хозяйства и продовольствия Виктор Статкевич, родившийся и всю жизнь работающий на Любанщине.
— Когда летишь на вертолете, то земли наши напоминают камуфляж: черные торфяники, зеленый покров соседствуют с солидными желтыми песчаными пятнами, на месте которых когда-то был торф. Уже многие годы ученые и практики утверждают: осушенные земли нужно меньше рыхлить, засевать травами и на их базе развивать животноводство. К сожалению, серьезных сдвигов в этом направлении не ощущается.
Раньше картофель, требующий неоднократной обработки почвы, возделывался на 7—8 тысячах гектаров, нынче — на тысяче. Хорошо! Но зерновая группа, занимавшая недавно 21 тысячу гектаров, сегодня уже превышает 30 тысяч и сохраняет тенденцию к расширению. Добавьте сюда посевы свеклы, льна и поймете, почему состояние “золотого дна” Полесья, как называют иногда осушенные торфяники, вызывает все большую обеспокоенность экологов. Да, собранные в этом году рекордные для района 105 тысяч тонн зерна впечатляют. Но как эти площади будут служить нашим детям, внукам?
С гектара в среднем было собрано 35 центнеров зерна. Но при залужении он дал бы около 40 центнеров кормовых единиц, да и рыхлили бы его раз в пятилетку. Безусловно, кроме травы, сенажа в рационе животных должно быть энергетическое зерно. Но потребность в нем вполне удовлетворят и более скромные площади зерновых, кукурузы. Кстати, намолот их нынче был бы большим, но мелиоративные каналы не смогли отвести с полей избыточную влагу...

Деревья на каналах

Не так давно при ремонте некоторых каналов осушители спиливали деревья, пригодные на дрова. И это на берегах, откосах, где даже лозы, большой травы быть не должно. На срезах таких деревьев насчитывали более десятка колец — столько лет в запустении находилась мелиорация после развала СССР. Указ Президента Беларуси положил конец бесхозности, вот уже шесть лет более 70 тысяч гектаров осушенных торфяников района, на которых 2926 километров открытой и 13 784 километра закрытой осушительной сети, 540 километров дорог, 69 шлюзов-регуляторов и множество других гидротехнических сооружений, облагораживаются работниками Любанского предприятия мелиоративных сетей. ПМС имеет 15 экскаваторов, 22 косилки, 26 тракторов, бульдозеры и множество другой техники.
Тем не менее если не деревья, то кустарники на откосах каналов, заросли травы на днище, замедляющие сток воды, можно встретить и сегодня. Когда-то в штате ПМС были русловые ремонтеры, которые за сезон несколько раз обкашивали, очищали каналы протяженностью до 10 километров. Сегодня их заменяют мобильные бригады по вырубке кустарников: механизированный “десант” выбрасывается на нужное место, очищает, приводит в порядок часть канала. И — дальше. На этом же месте ремонтеры вновь появятся через 4—5 лет, когда днище зарастет основательно, а берега “ощетинятся” кустарником. На содержание инфраструктуры осушенных земель предприятию на год выделено около 4 миллиардов рублей, но этих средств катастрофически не хватает. Потому и реконструкция дренажных систем, ремонт гидротехнических сооружений идет медленно, а процентов 40 технических, людских ресурсов руководство предприятия вынуждено задействовать вовсе не на мелиоративных объектах. Да и в планировании работ оно иногда действует “на глазок”. Последнюю инвентаризацию мелиоративных сетей Любанщины институт “Белгипроводхоз” проводил в 1997 году, а специалисты считают, что делать ее нужно не реже чем раз в пятилетку.
— Но и работникам сельхозкооперативов на осушенных торфяниках нужно действовать грамотнее, — говорит директор Любанского ПМС Владимир Жартун. — Нередко они запахивают площади до самых откосов, тем самым разрушают осушительную сеть. Или годами пашут в одну сторону, создавая на полях ложбины и “барханы”...

Вместо эпилога

Под руководством уроженца Виленской губернии геодезиста Иосифа Жилинского в 1873—1898 годах полешуки вручную проложили более 4600 километров каналов, осушили 450 тысяч гектаров. “Благотворное воздействие каналы оказали еще на 3 миллиона окрестных гектаров”, — писал в отчете Жилинский. Разработанный проект осушения болот был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Тем не менее в начале 90-х годов осушение затормозилось. И не только из-за дефицита средств. Ученые не без оснований встревожились, что мелиорация Полесья, над которым формируются дождевые облака, уменьшит количество осадков и может вызвать засуху в других странах. В 1911 году близ Минска на Комаровском болоте на площади в 150 гектаров была создана одна из первых не только в Беларуси, но и в России опытная болотная станция, где изучались проблемы осушения болотных почв, влияния его на окружающую среду...
Сегодня в стране около 3 миллионов гектаров мелиорированных сельскохозяйственных земель. Площади громадные. Потому очень важно для каждого региона разумно распределить имеющиеся ресурсы: определить интенсивность сельскохозяйственного производства, пропорции в эксплуатации и реконструкции мелиоративных систем, выбрать наиболее экономичные технологические операции при проведении этих работ... И семь раз взвесить, отмерить, прежде чем приступать к осушению нового гектара.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter