Традиции, которую мы сейчас называем новогодними резолюциями, более 4000 лет

Обещания себе

Проводить больше времени с семьей, пойти в тренажерный зал (как вариант — начать бегать), больше зарабатывать, меньше беспокоиться по пустякам и вообще начать новую жизнь. Знакомо? Большинство новогодних резолюций, обещаний самим себе изменить жизнь с 1 января (как будто в этот день все обнуляется) именно об этом. Если вы все записали, сохранили и перечитали в конце декабря, когда сели писать резолюции на следующий год, то наверняка загрустите: большинство обещаний не выполнено. Более того, решимости начать новую жизнь и стать другим человеком, как правило, хватает на пару первых недель (а то и дней) нового года, а потом начинается обычная жизнь, в которой вы снова будете беспокоиться по пустякам, семья будет жаловаться, что видит вас редко, а зарплата, даже если и растет, ваше отсутствие не оправдывает. И только тренажерный зал не предъявит никаких претензий: он так и не узнает, как вы выглядите. 


Три года назад, в 2017-м, со мной это случилось впервые: я написала новогодние резолюции, разделив их на две части: 1) я (чаще приезжать в Беларусь, чаще встречаться с друзьями, ходить в тренажерный зал, больше отдыхать и больше путешествовать, 2) работа (завершить проект «Без железного занавеса», подготовить к публикации вот такие — перечислила конкретно — книги). Прочитала свои решительные резолюции в конце года, вздохнула, поменяла год в заголовке и пообещала себе делать все то же самое в 2018 году — вдруг получится лучше? Накануне 2019-го стала разумнее: обошлась без резолюций (поняла, что лучше не оставлять следов), но зато дошла до тренажерного зала, нашла, что называется, своего тренера и продолжаю ходить, когда приезжаю в Беларусь, и скучаю, когда нахожусь вне ее. Главное — настойчивость в резолюциях: когда-нибудь да сбудутся. И книги, которые обещала себе подготовить к публикации три года назад, в прошлом году все-таки подготовила и даже подписала договоры с издательством (крупнейшим в России, что душу, конечно, греет, хотя карман не пополняет). И даже твердая решимость трехлетней давности завершить проект «Без железного занавеса» почти завершилась успехом: в последней стране проекта — Румынии — побывала, сейчас готовлю материалы к публикации (ждите в конце января — начале февраля), и даже книга будет. 


В общем, настойчивость берет нас самих измором. Ну или просто стыдно становится перед собой: что, у меня совсем нет воли? Так вот же она!

Если вы считаете новогодние резолюции ненужной глупостью — воля ваша, имеете право. После двух попыток, назвать которые удачными можно только с большой натяжкой, и я сама примерно так думаю. В этом году обошлась без них, и сразу стало легче (хотя количество задач, которые я перед собой поставила, выросло, но не записываю — тренирую память). Но, оказывается, традиции, которую мы сейчас называем новогодними резолюциями, более 4000 лет. 


Первой цивилизацией, о которой мы доподлинно знаем (хотя, хотя... история нас убедила: не всем письменным источникам можно верить, но ведь так хочется), была Вавилонская. Наступление нового года там праздновали в течение 12 дней (завидуем, товарищи, завидуем) с наступлением весеннего равноденствия. И если человек хотел задобрить богов и добиться их благосклонности в новом году (а каждый человек хотел тогда, как хочет и сейчас), он давал разные обещания. Чаще всего обещали рассчитаться с долгами (тема, актуальная на протяжении всей истории человечества). В Риме традицию продолжили, хотя календарь изменили, и по предложению Юлия Цезаря стали праздновать Новый год 1 января. А первый месяц года назвали в честь двуликого бога Януса, одно лицо которого символизировало начало, а другое конец. У двуликости этой много других значений было (а еще больше стало потом), но я сейчас не о них. Новогодние резолюции изменились, особенно с приходом христианства. Теперь это были чаще всего обещания настойчиво претворять в жизнь религиозные ценности (настойчивость, как видите, всегда была в цене). В Средние века рыцари приносили «клятву на павлине». Павлин, чтоб вы знали, считался птицей благородной. И вот рыцари возлагали руки на эту благородную голову и клялись настойчиво (а как иначе!) претворять в жизни идеалы рыцарства. Птицу потом съедали на праздничном банкете — я думаю, чтобы не оставлять следов своих клятв: а вдруг не удастся сдержать данное слово? 


Само же понятие «новогодние резолюции» впервые появилось в 1813 году в бостонской газете. И с тех пор резолюции шагают по планете: почти половина населения США и Великобритании, например, такие резолюции пишут. Но только 10 процентов из них выполняют данные себе обещания. Так что если вы, как и я, из этого числа, не переживайте: имя нам — легион. 

Хорошего всем нового года! С резолюциями и без них. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: