Ирина Волотович окончила художественное училище имени А. К. Глебова (сейчас колледж). Староста группы сагитировал по распределению махнуть в Долгое, где работала художественная мастерская.
— Молодым было интересно, — вспоминает Ирина Николаевна. — Вскоре мастерская распалась, и мне предложили вести кружки в Доме культуры. На первых порах несколько лет занималась с детками в читальном зале библиотеки. Потом попросила ПМК перегородить фойе и создала собственную студию. Декорировали ее под деревенскую хату: стены расписали под бревна, нарисовали печь, написали икону и повесили в красный угол. Назвали студию «Валошка» не случайно. Так назывался в старославянском василек, растущий рядом с хлебными культурами. Цветок словно напоминает людям, что не хлебом единым живем. Среди каждодневных забот надо видеть красоту. «Валошка» — символ не только нашей студии, но и синеокой Беларуси, символ духовности и чистоты.
Постепенно собирали экспонаты — старинную мебель, посуду, одежду, орудия деревенского труда. Местная мастерица Зинаида Ивановна Руденя подарила ткацкий станок — «кросны». Кроме вещей с историей студия наполнялась работами детей и руководителей кружков. Собралась целая коллекция — решили показывать свое достояние людям. Студию включили в экскурсионный маршрут.
Ирина Николаевна — мастер на все руки: плетет из соломки, вяжет, вышивает и шьет. Освоила местный способ плетения пояса на ниту. Умеет и на карточках, и на бердышках. Вместе с классическим плетением занимается ткачеством соломой. Это изобретенная ею техника — ткань получается эластичной, ткется на бердышках.
В нынешнем году заготавливали солому со своего подворья: ржаную, мягкую, высокую, толстенькую и податливую. Дело в том, что не каждый хлебный стебель годится для соломенных поделок: тот, что растет в поле, напитан химией и удобрениями, жесткий. Тритикале вообще не подходит. Надо натуральное жито, объясняет Ирина Волотович:
— Если хлеборобам важно, чтобы колосок был увесистый, то для нас главное — хороший стебелек.
Заготовка материала — кропотливая технология, от соблюдения которой зависит вид поделки. Солому вначале высушивают, потом обрезают колоски и вырезают коленки, нарезают полоски, сортируют по длине и отбеливают в специальном растворе. Потом опять все сушится, чистится.
— Работы много, но она не ценится, — сожалеет мастер. — Чтобы сделать шляпу, надо сплести 26 метров зубатки (ленты), а потом сшить ее по кругу. Представляете, какой это труд? А на выставках продают такое изделие задешево, по 35—40 рублей, чтобы заработать хоть что-то. На «Славянском базаре», где посетители с другими кошельками, можно и 100 долларов за красивую шляпку выручить, но такое случается редко.
Народная студия «Валошка», которой Ирина Волотович руководила с 1993 года, стала гордостью Солигорского района. Она ее идейный вдохновитель, хоть и уступила в 2011-м бразды правления дочери Марии, перенявшей от мамы умение, а главное, любовь к рукоделию и творчеству.
Многие работы долговских мастеров — настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Конечно, все они связаны с народными традициями. Фигуры из соломки издавна считались оберегами человека. Наши предки приписывали подвесному пауку способность поглощать негативную энергию и помещали его над колыбелью новорожденного ребенка, над головами молодоженов во время свадьбы. Кукла-оберег «Счастье» исполняет заветное желание и приносит обладателю любовь и благополучие. Коза — символ урожая и плодовитости, конь — победы, уверенности, успеха.
— Это мой талисман, — шутит Ирина Николаевна. — Во многих традициях конь — почитаемая фигура.
Когда руки заняты любимым делом, Ирина Николаевна чувствуют связь с прошлым:
— У меня и мама с бабушкой, и прабабушка ткали, вышивали, плели из соломки. С детства привили любовь к рукоделию, а теперь и я передаю творческую эстафету.
В пяти кружках студии занимаются ребята от 7 до 16 лет. Сейчас их посещает второе поколение учеников, чьи мамы и папы начинали постигать прекрасное у Ирины Николаевны:
— Пробуют себя в соломоплетении, аппликации, вяжут, вышивают, изготавливают сувенирных кукол. Мы не ограничиваем их в выборе: понравилось что-то — дерзайте. Основная цель — сформировать интерес к истории родного края, научить видеть и понимать прекрасное.
Студийцы и руководители постоянно участвуют в районных, областных, республиканских выставках и конкурсах и получают высокое признание жюри.
Древнее искусство соломоплетения сохранится до тех пор, пока человек будет выращивать хлеб на земле. Ну а мастера радовать и вдохновлять хлеборобов.
klimovich@sb.by