Около 30 лет учит детей древнему искусству соломоплетения мастер из агрогородка Долгое

Обереги «Валошкі»

Сноп из нового урожая солигорского ОАО «Белслучь» на районных «Дажынках» занял первое место. Традиция последних лет по оформлению этого неотъемлемого атрибута жатвы привнесла особый колорит в проведение праздника тружеников села. Столько разных идей и образов родилось, что, кажется, и придумать больше нечего. Однако у мастера по соломоплетению Ирины Волотович из агрогородка Долгое Солигорского района, члена Белорусского союза мастеров народного творчества и автора снопа-победителя, их хватит не на одну работу. Сейчас колдует над снопом на областные «Дажынкі».


Ирина Волотович окончила художественное училище имени А. К. Глебова (сейчас колледж). Староста группы сагитировал по распределению махнуть в Долгое, где работала художественная мастерская. 

— Молодым было интересно, — вспоминает Ирина Николаевна. — Вскоре мастерская распалась, и мне предложили вести кружки в Доме культуры. На первых порах несколько лет занималась с детками в читальном зале библиотеки. Потом попросила ПМК перегородить фойе и создала собственную студию. Декорировали ее под деревенскую хату: стены расписали под бревна, нарисовали печь, написали икону и повесили в красный угол. Назвали студию «Валошка» не случайно. Так назывался в старославянском василек, растущий рядом с хлебными культурами. Цветок словно напоминает людям, что не хлебом единым живем. Среди каждодневных забот надо видеть красоту. «Валошка» — символ не только нашей студии, но и синеокой Беларуси, символ духовности и чистоты. 

Постепенно собирали экспонаты — старинную мебель, посуду, одежду, орудия деревенского труда. Местная мастерица Зинаида Ивановна Руденя подарила ткацкий станок — «кросны». Кроме вещей с историей студия наполнялась работами детей и руководителей кружков. Собралась целая коллекция — решили показывать свое достояние людям. Студию включили в экскурсионный маршрут. 



Ирина Николаевна — мастер на все руки: плетет из соломки, вяжет, вышивает и шьет. Освоила местный способ плетения пояса на ниту. Умеет и на карточках, и на бердышках. Вместе с классическим плетением занимается ткачеством соломой. Это изобретенная ею техника — ткань получается эластичной, ткется на бердышках. 

В нынешнем году заготавливали солому со своего подворья: ржаную, мягкую, высокую, толстенькую и податливую. Дело в том, что не каждый хлебный стебель годится для соломенных поделок: тот, что растет в поле, напитан химией и удобрениями, жесткий. Тритикале вообще не подходит. Надо натуральное жито, объясняет Ирина Волотович: 

— Если хлеборобам важно, чтобы колосок был увесистый, то для нас главное — хороший стебелек. 

Заготовка материала — кропотливая технология, от соблюдения которой зависит вид поделки. Солому вначале высушивают, потом обрезают колоски и вырезают коленки, нарезают полоски, сортируют по длине и отбеливают в специальном растворе. Потом опять все сушится, чистится. 

— Работы много, но она не ценится, — сожалеет мастер. — Чтобы сделать шляпу, надо сплести 26 метров зубатки (ленты), а потом сшить ее по кругу. Представляете, какой это труд? А на выставках продают такое изделие задешево, по 35—40 руб­лей, чтобы заработать хоть что-то. На «Славянском базаре», где посетители с другими кошельками, можно и 100 долларов за красивую шляпку выручить, но такое случается редко. 

Народная студия «Валошка», которой Ирина Волотович руководила с 1993 года, стала гордостью Солигорского района. Она ее идейный вдохновитель, хоть и уступила в 2011-м бразды правления дочери Марии, перенявшей от мамы умение, а главное, любовь к рукоделию и творчеству. 


Многие работы долговских мастеров — настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Конечно, все они связаны с народными традициями. Фигуры из соломки издавна считались оберегами человека. Наши предки приписывали подвесному пауку способность поглощать негативную энергию и помещали его над колыбелью новорожденного ребенка, над головами молодоженов во время свадьбы. Кукла-оберег «Счастье» исполняет заветное желание и приносит обладателю любовь и благополучие. Коза — символ урожая и плодовитости, конь — победы, уверенности, успеха. 

— Это мой талисман, — шутит Ирина Николаевна. — Во многих традициях конь — почитаемая фигура. 

Когда руки заняты любимым делом, Ирина Николаевна чувствуют связь с прошлым:

— У меня и мама с бабушкой, и прабабушка ткали, вышивали, плели из соломки. С детства привили любовь к рукоделию, а теперь и я передаю творческую эстафету.

В пяти кружках студии занимаются ребята от 7 до 16 лет. Сейчас их посещает второе поколение учеников, чьи мамы и папы начинали постигать прекрасное у Ирины Николаевны: 

— Пробуют себя в соломоплетении, аппликации, вяжут, вышивают, изготавливают сувенирных кукол. Мы не ограничиваем их в выборе: понравилось что-то — дерзайте. Основная цель — сформировать интерес к истории родного края, научить видеть и понимать прекрасное. 

Студийцы и руководители постоянно участвуют в районных, областных, рес­публиканских выставках и конкурсах и получают высокое признание жюри.

Древнее искусство соломоплетения сохранится до тех пор, пока человек будет выращивать хлеб на земле. Ну а мастера радовать и вдохновлять хлеборобов.

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter