Обелиск на обочине

Об уходе за памятниками

Ехала недавно по старой дороге Брест — Москва. На границе Кобринского и Березовского районов, неподалеку от моей родной деревни Горск, стоит памятник советским воинам, погибшим 23 июня 1941 года — на второй день войны. Бросилось в глаза, что обелиск над братской могилой неухоженный, обветшавший. В десяти шагах — стоянка для туристов. Зазывают отдохнуть деревянные таблички с надписями на белорусском языке. Под крышами оборудованы столики. Красиво. А памятник, как осиротевший. Почти стерлись надписи, заросла травой клумба, корзина с искусственными цветами совсем выцвела на солнце...


Когда я была школьницей, мы ухаживали за этим памятником. Сами, без подсказок взрослых. В советские праздники повязывали пионерские галстуки и шли сюда — нести вахту памяти. Проезжавшим мимо автомобилям мы салютовали.


Сейчас немножко смешно от той нашей детской самодеятельности... Хотя почему? Нас учили любви к Родине. Лично я всегда трепетно относилась и отношусь к воинским захоронениям. 9 Мая приношу гвоздики к могиле Неизвестного солдата в Брестской крепости. Мой дедушка Михаил погиб в 1944 году. Где он нашел свое последнее пристанище, мы не знаем. Судя по всему, лежит в земле неизвестным воином...


В Беларуси зарегистрировано более 6,5 тысячи воинских захоронений. В них покоится почти 2,8 миллиона человек. Уход за памятниками возложен на местные власти. В большинстве своем они относятся к этому делу серьезно. Но заверните в сторону от центральной дороги да посмотрите, какие обелиски в отдаленных деревнях. Ухожены, досмотрены? Не всегда... А ведь на территории каждого сельсовета два–три воинских памятника — редко где больше. Много ли нужно денег на их реставрацию? Вряд ли.


Большинство памятников над братскими могилами появилось в 50 — 60–е годы прошлого века. Конечно, стройматериалы тогда были другие. Это сейчас есть составы, с помощью которых можно реставрировать памятник почти навечно. Не сомневаюсь, что к 65–летию освобождения Беларуси все воинские захоронения будут приведены в надлежащий вид. Но нужно ли память привязывать к юбилеям, годовщинам?


Кроме братских могил, в Беларуси тысячи памятников и сооружений в память о погибших в годы Отечественной войны советских солдатах. И за ними тоже нужно ухаживать.


С большим трудом и благодаря усердию генерала Валерия Губаренко, директора мемориального комплекса «Брестская крепость–герой», собираются средства на реконструкцию комплекса. Беларусь и Россия — две страны, которые выполняют все обязательства. А другие? Ведь под плитами крепостного некрополя лежат воины разных национальностей...


Еще одно большое дело, без которого нет памяти, — поиск останков солдат, установление их имен. Этим занимается поисковый батальон Министерства обороны. С 1995 по 2008 год специалистами батальона обнаружены и переданы для перезахоронения останки более 20 тысяч погибших. Установлены имена почти 58 тысяч бойцов.


Неизвестные воинские захоронения находят на территории Беларуси каждый год. И не только времен Великой Отечественной. Была еще война 1812 года. Была Первая мировая... То, что перезахоронение останков немецких, польских и даже французских солдат будет возможным, еще лет 20 назад никто и представить не мог. Сегодня общая память объединяет народы. Со многими странами у нас есть соглашения об уходе за воинскими захоронениями.


Но при всем этом один неухоженный, забытый до очередной торжественной даты обелиск может перечеркнуть всю большую работу, которая в нашей стране делается для увековечивания памяти отдавших жизнь за наши мирные дни. Места последнего упокоения воинов заслуживают постоянного ухода и почтения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter