Объекты особого внимания.

В минской мэрии планируется создать подразделение, обязанностью которого станет всесторонняя помощь инвесторам.

Белорусская столица за последние годы заметно преобразилась. Инвесторы буквально в каждом районе города ведут масштабные стройки. Но все ли сделано для того, чтобы в Минск приходило больше зарубежных бизнесменов? Об этом беседа с председателем комитета экономики Мингорисполкома Александром Крепаком.

Время и деньги

— Александр Петрович, привлечение иностранных инвестиций — это один из действенных источников развития. Кроме того, что в экономику вливаются зарубежные финансы, еще и привносятся новые технологии, принципы организации работы, механизмы управления. Минск как столичный европейский город имеет большой потенциал для реализации совместных проектов с иностранными бизнесменами. Какова она, инвестиционная карта столицы?

— У нас реализуется 106 инвестиционных договоров на общую сумму более 3 миллиардов долларов. Причем около 2,2 миллиарда составляют прямые иностранные инвестиции. Более 20 стран реализуют у нас инвестиционные проекты: Китай, Кипр, Россия, Иран, Австрия, Чехия, США и др.

— Инвесторы — это, как правило, крупные зарубежные компании, которые умеют ценить не только время и деньги, но и внимание к ним со стороны властей. По какому принципу строится работа в Минске с теми, кто готов вкладывать деньги в столицу?

— Все заявления, которые приходят в горисполком, рассматриваются через службу “одно окно” и регистрируются. После того как инвестдоговор подписан, он закрепляется за заместителем председателя Мингор-исполкома, за руководителями структурных подразделений мэрии, а также за администрациями районов. Это позволяет обеспечивать надлежащий контроль на всех этапах и на всех уровнях реализации проектов. К тому же мы еженедельно проводим совещания с инвесторами, у которых возникают какие-либо трудности. Большинство вопросов удается оперативно решить.

Новая система

— Глава государства на одном из недавних совещаний высказал ряд принципиальных критических замечаний по поводу имеющихся фактов невнимательного отношения к зарубежным бизнесменам, желающим работать у нас. Мэр Минска также неоднократно отмечал, что еще не выстроена система, которая позволяла бы уйти от нареканий со стороны бизнесменов.

— Те критические замечания, которые были сказаны в адрес горисполкома, конечно же, восприняты. Уже намечен и реализуется план по повышению эффективности работы структурных подразделений Мингорисполкома, коммунальных предприятий и администраций районов с инвесторами. Что же касается процедуры прохождения самих инвестиционных договоров, то те 30 дней, которые в соответствии с Декретом № 10 нам даются на заключение и подписание инвестиционного договора, строго соблюдаются. Договоры размещаются на специальном сайте горисполкома, и в течение трех дней службы города дают по ним заключения.
Сегодня также при комитете архитектуры работает инжинирингования компания. Она готовит разрешительную документацию и осуществляет сбор технических условий. Это позволяет более оперативно запускать проекты в реализацию.
К тому же в Мингорисполкоме создается структура, которая будет аккумулировать всю работу с инвесторами.

— Речь об агентстве, которое будет вести бизнесмена от его прихода в Минск до перерезания ленточки при открытии объекта?

— В нашем управлении инвестиций создан отдел, который занимается привлечением инвесторов и позиционированием Минска как привлекательного инвестрегиона, работает с загранучреждениями, презентует инвестпотенциал столицы на  форумах. При создаваемой новой структуре будут отделы, которые займутся сопровождением реализации инвестпроектов и работой с зарубежными бизнесменами на всех этапах. Это делается для того, чтобы минимизировать трудности, которые могут тормозить строительство. К слову, сегодня похожая система есть, но мы считаем, что появление отдельного подразделения усилит это направление в работе Мингорисполкома. Причем, замечу, за пределы штатной численности мэрии мы не выйдем. То есть дополнительно сотрудников никто нанимать не будет.

— Закон движения инвестиций чем-то похож на формулу, согласно которой ток идет по пути наименьшего сопротивления. То есть нам надо создать такие условия, которые были бы максимально привлекательны для иностранных компаний. Для этого на законодательном уровне уже многое сделано. Но все ли?

— Сто шесть инвестиционных договоров, которые заключены в Минске, свидетельствуют о том, что принятые нормативные акты были положительно восприняты представителями зарубежного бизнес-сообщества. Льготы, которые сегодня предоставляет Беларусь, позволяют инвесторам успешно реализовывать у нас свои проекты. Прежде всего, конечно, речь о строительстве объектов к чемпионату мира по хоккею 2014 года. Второе направление — это создание высокотехнологичных и наукоемких производств (капиталы в эту сферу идут к нам, в частности, из Великобритании, Польши, Катара). Сегодня, безусловно, непростое время. Мировая экономика находится на грани рецессии. Но тем не менее крупнейшие компании идут к нам с деньгами. А это говорит о многом.

— Почему некоторые проекты так и не начали реализовываться?

— В большинстве случаев причиной тому финансовая несостоятельность инвестора. Мы заключаем договор, а иностранная компания потом заявляет, что у нее нет финансовых возможностей продолжать строительство или она потеряла к нему интерес из-за снижения предполагаемой прибыли. И это основная причина отказов.

Главный ресурс

— Нередко доводится слышать, что иностранцы охотнее вкладывали бы средства в Беларусь, если бы могли выкупать в соб-ственность земельные участки, выделяемые под строительство.

— На переговорах инвесторы из Катара, Ирана, Китая, Великобритании неоднократно отмечали, что готовы к реализации более масштабных проектов, но при условии получения земельных участков в собственность. Они заявляют, что объем инвестиций в таком случае может составить по миллиарду долларов на городскую площадку. Что касается зарубежного опыта, то, например, наши западные соседи Латвия, Литва, Польша продают землю в частную собственность иностранным компаниям. В Украине, России и Казахстане похожая ситуация (не подлежат продаже только земли сельскохозяйственного назначения, а также вблизи государственных границ и военных объектов). В Корее можно купить участок, но лишь под промышленные проекты, а если у нерезидента не хватает денег, то он может поделиться технологиями или своими открытиями в счет оплаты долга. В Китае же иностранцы вправе рассчитывать исключительно на аренду участка.
В Беларуси 23 сентября текущего года глава государства подписал Указ № 431, который позволит приобретать земельные участки в собственность юридическим лицам — резидентам Республики Беларусь, в том числе со стопроцентным иностранным капиталом, за 70 процентов ее кадастровой стоимости. Эти нововведения, безусловно, будет способствовать активизации инвестиционной деятельности, особенно в Минске. Указ вступает в силу с 1 января будущего года.

— Несколько лет назад особенно бурно обсуждалась тема выноса предприятий из центра города за кольцевую дорогу. С одной стороны, действительно некогда востребованные заводы, на которых работали сотни и тысячи людей, сейчас полупустые и в казну приток финансов от них малый, в то время как “сотки” под ними могли бы приносить при эффективном их использовании огромные суммы. Но есть и другая сторона медали — для переноса этих предприятий необходимы большие деньги.

— Да, и у городского бюджета таких средств нет. И ни один инвестор на себя эти траты пока взять не готов, потому что любой проект на этом месте изначально оказывается убыточным. Но поскольку территорий свободных у города практически не осталось и мы прижимаемся к Минской кольцевой дороге, то рано или поздно этот вопрос будет решаться. Город должен развиваться по инновационному пути. И наши площадки мы стремимся “нагружать” новыми технологическими комплексами, чтобы меньшая площадь давала больший результат, чтобы каждый квадратный метр приносил большую добавленную стоимость, а не большой рост индустриальных затрат на его содержание. Поэтому сейчас мы рассматриваем планы по строительству индустриального парка в поселке Гатово, куда можно было бы вынести какую-то часть предприятий. Но это работа не одного дня и не одного года. Ведь важно соблюсти интересы всех сторон. Только в таком случае в город окажется выигрыше.

— В основном в Минск иностранные капиталы идут на строительство гостиниц и магазинов. А почему мало вложений в производственную сферу?

— В столице реализуются семь промышленных проектов. Три из них осуществляются на “Амкодоре”. Это один из примеров того, что инновационное развитие ведется отечественной организацией. Также Минским горисполкомом заключен договор с чешской компанией ECO CLEAN ENERGY на строительство мусороперерабатывающего предприятия с использованием плазменного реактора мощностью не менее 50 000 тонн в год.
Есть примеры создания современных производств по выпуску высококачественной импортозамещающей продукции. СООО “Проди” организовало производство пластиковых изделий на основе внедрения технологий немецких фирм DECS, HENNECE и GEISS.
Да, город заинтересован, чтобы данное направление получило больший размах. Кроме того, мы убедительно просим промышленников эффективнее использовать заводские площади, например, создавать совместные предприятия. Мы готовы всячески поддерживать не только крупные, но и средние, малые инвестпредложения.
Изменить нынешнюю ситуацию, на мой взгляд, может принятие на законодательном уровне комплекса мер по стимулированию инвестиций в создание высокотехнологичных и рентабельных производств, включая льготы по налогам, нетарифным ограничениям импорта, условиям предоставления земельных участков и объектов недвижимости, возмещению убытков землепользователям. При этом налоговые льготы следует представлять не только на период  создания объекта, но и в течение 3—5 лет с момента его ввода в эксплуатацию. Кстати соответствующие предложения направлены нами в Совет Министров Республики Беларусь.

Комплексный подход

— Когда начнется реконструкция стадиона “Динамо”?

— Международный конкурс еще идет. Есть предложения из Китая, Чехии и других стран. 15 ноября будет определен победитель. Затем мы выработаем четкий план совместных действий и начнем его реализовывать.

— Какие знаковые проекты сегодня воплощаются в городе?

— Недавно с участием премьер-министра Михаила Мясниковича и руководителя парламента Китая У Банго был заложен первый камень в фундамент гостиницы “Пекин”. Этот проект оценивается в 70 миллионов долларов. Начинается строительство жилого микрорайона Лебяжий. Объем инвестиций — около 200 миллионов долларов. Еще один объект — многофункциональный гостиничный комплекс на проспекте Победителей в районе футбольного манежа (вложения — порядка 80 миллионов долларов). Ну и, конечно, “Магнит Минска” — комплекс на пересечении проспекта Независимости и улицы Калиновского (капиталовложения — 250 миллионов евро). Это наиболее крупные стройки. Но для города, конечно, каждый проект важен независимо от его масшатбности.

— Какой вам видится столица через несколько лет?

— Минск будет ярким европейским городом с красивыми улицами, множеством современных притягательных спортивных и культурных объектов. Это, конечно, усилит привлекательность нашей столицы для иностранцев. Кстати, объем туристических услуг в этом году по сравнению с прошлым годом вырос в столице более чем на 20 миллиардов рублей. У Минска большой потенциал, и мы учимся его максимально использовать.

Привлекательные сферы
В 2010—2011 годах инвестиции в непроизводственную сферу составили 96 процентов от общего числа проектов на сумму 2,7 млрд долл.), из них в строительство жилья — более 20 процентов (34 инвестпроекта), объектов торговли, общественного питания, гостиничной и офисной недвижимости — 57 процентов (71 проект), иные — 15 процентов (19 проектов), тогда как число производственных проектов за этот период составило 4 процента (7 проектов).

Какие льготы предоставляются инвесторам?

  • Строительство объекта параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением необходимой проектной документации.
  • Применение проектной документации, разработанной в соответствии с зарубежными нормами проектирования.
  • Предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка для строительства.
  • Вычет в полном объеме НДС, уплаченного при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг) и имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом.

Экономическая география
По объемам финансовых средств, инвестируемых на реализацию проектов в Минске, лидируют страны:
Иран — 3 проекта на сумму 662 млн долл.;
Кипр — 8 проектов на сумму 300,8 млн долл.;
РФ — 12 проектов на сумму 279,05 млн долл.;
Китай — 2 проекта на сумму 270 млн долл.;
Австрия — 1 проект на сумму 200 млн долл.;
Чехия — 4 проекта на сумму 114,3 млн долл.

Цифры и факты
Цена вопроса

  • Кадастровая стоимость 1 кв. м земли в Москве для общественно-деловой застройки составляет от 280 до 3232 долл., для производственной застройки — от 141 до 955 долл., для жилой усадебной застройки — от 98 до 1322 долл.
  • В Кишиневе кадастровая стоимость 1 кв. м земли общественно-деловой зоны находится в диапазоне от 355 до 495 долл., производственной зоны — от 70 до 115 долл., а жилой усадебной зоны — от 225 до 565 долл.
  • В Вильнюсе стоимость 1 кв. м земли под индивидуальную застройку находится в пределах 150 долл., под коммерческую застройку — от 21 до 445 долл.
  • В центре Риги стоимость земли под индивидуальную застройку составляет 1180 долл. за 1 кв.м.
  • В Минске стоимость земли варьируется от 68 до 531 долл. за 1 кв. м.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter