Почему школьное питание нуждается в большой перемене и нужны ли школьные обеды вообще?

Обеды без комплексов

Почему школьное питание нуждается в большой перемене
Двадцать минут “обеденной” перемены, и гора тарелок с макаронами и котлетами возвращается обратно на кухню. Подобную картину можно увидеть во многих школьных столовых. Не успели дети за отведенное время осилить первое, второе и компот? Невкусно? Нет выбора блюд? Как бы там ни было, но каждый день немалые родительские и бюджетные деньги улетают в помойный бак, а ученики затем мчатся в соседний магазин. 


— Мой сын-пятиклассник не избалован домашними изысками, но к еде в школьной столовой он даже не прикасается. Говорит, что невкусно. Если в младших классах кормили бесплатно, то сейчас, поскольку питание “добровольно-принудительное”, мы выкладываем около трехсот тысяч рублей в месяц из собственного кошелька. А сын остается голодным, — поделилась проблемой мама гимназиста Ольга Анатольевна.


— Чем вас сегодня кормили и было ли вкусно? — спрашиваю у одиннадцатиклассницы Тани на выходе из столовой.


— Драники с мясом, гороховый суп, салат и компот. Все вполне съедобное. Но я это почти не ем. Диета, — слышу в ответ.


— Порции маленькие, проглотил и не заметил, — поддерживает разговор ее одноклассник Вадим.


— Меня мама из дому не выпускает, пока весь завтрак не съем. А в столовку нас ведут после второго урока. Кушать еще совсем не хочется, зато к концу занятий я сильно голодный. Мама дает бутерброд, яблоко. Хоть что-то перекушу, — признается третьеклассник Влад.


Опрос учеников показал, что большинство из них не в восторге от комплексных обедов в стенах родной школы. Почему?


Диетологи бьют тревогу: питание детей должно быть сбалансированным. Растущему организму трижды в день необходимо получать горячую пищу. В реальности же полноценные обеды по разным причинам у многих заменяются сомнительными перекусами. 


Тема школьного питания обсуждается активно и на уровне Министерства образования, и на родительских собраниях. Но почему же тогда рис в гарнире по-прежнему порой оказывается горьким, котлеты со вкусом батона (и, случается, холодные как лед), а макароны подают в виде застывшей массы?.. Претензий можно собрать немало. Не приходится говорить и об эстетичном оформлении блюд. Пока нашим поварам явно не до розочек из морковки. Справедливости ради нужно сказать, что есть и такие столовые, где готовят так, что пальчики оближешь. Значит, истина лежит на поверхности: кухня начинается с повара. А много ли сейчас таких, кто готовит с душой, на совесть и надолго задерживается на одном рабочем месте? Увы, эта профессия с ежемесячной зарплатой в два миллиона рублей сегодня не особенно престижна. На Гродненщине текучесть кадров такого персонала составляет 30 процентов. Вот и получается, что директору приходится брать повара не того, кто лучше, а того, кто есть.


Могут ли дети выбирать блюда? Не всегда. Да, в некоторых школах предлагают два-три “комплекса”, но не везде. Кстати, замечено, что при условии выбора пустых тарелок остается гораздо больше. Конечно, до так называемого шведского стола нам еще далеко. Вопрос куда прозаичнее. Приготовить бы то, что скушают. Но где готовить? То, что на официальном языке называют пищеблоками — это зачастую не вчерашний, а позавчерашний день. Начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Гродненской области Светлана Сивирчукова рассказала, что еще два года назад проблеме школьного питания была посвящена целая коллегия, а ситуация, по сути, не изменилась:


— Пищеблоки находятся в запущенном состоянии, сорок процентов оборудования уже почти полностью износилось. Деньги, конечно, в их ремонт ежегодно вкладываются, но это лишь попытки латания дыр, а не переоснащение. Мы выявили и другие нарушения: от воровства продуктов до несоблюдения санитарных норм. 


Несколько характерных примеров. В СШ № 1 Скиделя вместо горячего питания почти месяц давали сухой паек. А в СШ № 4 Новогрудка нет столовой — под нее приспособлен актовый зал, добавляет заместитель начальника управления контроля бюджетно-финансовой сферы и госорганов КГК Гродненщины Елена Гиль. 


В школьные кухни в области только за три года вложили миллиарды рублей. А на ближайшие два года запланировано еще около 150 миллиардов. Сумма набегает приличная. Впору задаться вопросом: а нужен ли каждой школе свой “общепит”? Во многих странах переходят на альтернативную систему — создают сети производственно-логистических центров. Звучит новомодно. Но, по сути, это хорошо забытое старое. Каждая подобная фабрика обеспечивает питанием от 50 до 250 школ. Герметично упакованные порции, от каши до супа, нуждаются разве что в последующей “доготовке”, то есть их нужно разогреть. И пожалуйте к столу. Какой это дает эффект? Более чем солидный. Расходы на оснащение отдельно взятых столовых снижаются более чем 3 раза. В 8 раз сокращается потребление электроэнергии, в три раза меньше требуется персонала... Экономия приличная. На еду сегодня идут большие деньги. И не только из родительского кошелька. Государство, к примеру, у нас дотирует питание младшеклассников и еще 11 категорий учеников. 


Очевидно одно: для того, чтобы расти и не болеть, дети должны полноценно питаться. Ответственность за это лежит на государстве, родителях и тех, кто готовит в школах завтраки и обеды, которые должны быть и полезными и вкусными. Но пока так бывает не всегда. Не настало ли время перемены?

В тему

А как у них?


Берлин. 


Здесь все родители собирают для детей завтрак в ланч-бокс и дают термос с чаем. На большой перемене все дружно открывают свои коробочки и перекусывают. В школах, где ученики находятся весь день, их кормят горячим обедом. Родители могут выбрать вегетарианское или мясное меню. 


Монреаль. 


Родители вправе выбирать давать завтрак и ланч детям с собой или заказывать обед стоимостью 5 долларов у поставщика. А еще за 3 доллара (если необходимо) ребенку помогут разогреть еду и проследят, чтобы он поел. 


Париж. 


Меню напоминает ресторанное, причем родители могут заранее заказать обед через интернет. Обеденный перерыв в школе с 11.20 до 13.30. В это время ребенка также можно забрать домой и покормить. Бывают дни, посвященные кухне какого-либо региона Франции или другой страны, когда готовят соответствующие блюда. 

Дословно


Люция Михальчук, главный специалист управления образования Гродненского облисполкома:

— Система школьного питания у нас действительно пока консервативная, и на это есть причины. Меню зависит от денежной нормы, регулируемой государством. Одноразовое питание для младшеклассников, если школа самостоятельно его организует, сейчас составляет около 8200 рублей в день, для остальных учащихся около 10 тысяч рублей в день. В такую сумму и нужно вложиться. Разнообразие блюд напрямую зависит от оборудования кухонь, а оно пока оставляет желать лучшего. Но это не значит, что мы ничего не предпринимаем. Уже почти повсеместно на Гродненщине введены меню завтрашнего дня, и каждый может выбрать комплексный обед или завтрак из двух вариантов. А вкусно или невкусно готовят, зависит от поваров.


infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter