Гелена Василевская из деревни Вульковцы Гродненского района встречает 106-ю весну

Обаятельные, сельские, наши!

«Сельская газета» поздравляет женщин с наступающим праздником!
Женщины белорусской деревни… Матери, жены, дочери, любимые! В вас и красота, и сила, и трудолюбие. Вы притягиваете взгляды, вдохновляете, питаете силами. Учите добру и любви. Именно вы указываете путь в жизни. Как выразить свое восхищение вашими трудолюбивыми и умелыми руками, как отблагодарить за ваш неустанный труд? «Сельская газета» поздравляет вас с наступающим праздником! О вас и для вас сегодня и всегда — наши самые теплые слова.

В любую погоду Людмила Мороз согреет заботой


ЛЮДМИЛА МОРОЗ — врач по призванию. Об этом в деревне Почапово Барановичского района скажет каждый. Ведь местным фельдшерско-акушерским пунктом она заведует уже 34 года. Сколько непредвиденных ситуаций было за эти годы, скольким людям эта хрупкая женщина пришла на помощь, невозможно подсчитать. Может, сотни, если не тысячи раз. В любую пору года, в любую погоду Людмила Иосифовна спешила и спешит к своим пациентам. И в день моего приезда в Почапово она как всегда  была в работе. 


— Родом  из этих мест, — рассказала собеседница. — Поэтому хорошо знаю и деревни, и здешних людей. За ФАПом закреплено 9 населенных пунктов, где проживают 360 человек. Самый отдаленный — Малые Пурневичи — в 15 километрах от Почапово. До Большой Своротвы, Дроздов, Голевичей, Черневичей, Новоселок, Емельяновичей, Пархимовщины ближе, но, чтобы объехать все, иногда и целого дня бывает мало. 

Самое приятное для нее — вовремя помочь человеку. В такие моменты радость переполняет душу и хочется сделать еще больше. 

К Людмиле Иосифовне приходят на прием работники ферм, полеводы, пенсионеры, школьники. Сельчане знают, что Людмила Мороз поставит точный диагноз, даст полезный совет, выпишет нужный рецепт и нужные лекарства из города привезет. 

За долгие годы в медицине ее рабочей лошадкой стал велосипед. Если приходится выезжать на дальние расстояния, пробираться через снежные заносы, фельдшер ловит попутный транспорт, но к больным всегда поспевает вовремя. 

Наверняка не каждому мужчине по плечу такая нагрузка. Хрупкие женские плечи деревенского фельдшера выносят все. И хотя почти 35 лет Людмила Мороз отработала на одном месте, на покой она не собирается. Сельчане говорят, что их небольшой ФАП потому и не закрывают, что Людмила Иосифовна сама заменяет нескольких специалистов. И люди приходят к ней не только с болячками, но и с бытовыми проблемами, которые их фельдшер как депутат сельсовета помогает решать. 

Она не считает свою работу слишком сложной. Говорит, что родителям приходилось еще труднее. Мама была передовой дояркой, папа — животноводом. За старательную работу его наградили орденом Трудового Красного Знамени. Именно от них дочери передалось чувство ответственности, с которым она идет по жизни. И никогда не подводит людей. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru

Фото автора

С настежь расширенным сердцем


ПОСЛЕДНИЙ подъезд в пятиэтажке напротив остановки на улице Советской в поселке Хатежино, что в Минском районе, напоминает «Детский мир»: тамбур и лестничные площадки сплошь заставлены колясками, велосипедами, самокатами, санками. Сразу видно: с демографической ситуацией в этом доме все в порядке. И это еще не полный набор средств передвижения, предупреждает Лидия ХУДОБЧЕНОК:

Лидия и Андрей ХУДОБЧЕНКИ с детьми — Диной, Евой, Аглаей, Ликой, Яковом.
Фото Павла ЧУЙКО

— А если достанем из подвала велосипеды, то прохода вообще не будет.

— Зачем же каждому велосипед, — недоумеваю.

— Ну а как они один между собой делить будут? — удивляется Лидия Геннадьевна. — Это ж дети. 

ПЕРЕСТУПАЯ порог, сразу чувствуешь, кто в доме главный. Дети. Первой встречает в гостиной очаровательная принцесса в платье в пол цвета спелого персика. Шагающая следом двухлетняя Лика и вовсе в короне, а у Аглаи костюм с цыганскими мотивами. 

— Дина, — знакомится девочка-персик, и на мое восхищение ее нарядом с достоинством первой леди раскрывает имя дизайнера коллекции «от кутюр»: — Это бабушка сшила — и для меня, и для Лики, и для Аглаи, и для Евы. 

— Теща как вышла на пенсию, так и вспомнила профессию, на которую когда-то училась, но никогда не работала, — уточняет папа Андрей. — Она модельер. 

Многодетная семья Худобченок, воспитывающая сына и четырех дочек, дома собирается только вечером. С утра детей-школьников отец везет в Минск на занятия. Лидия Геннадьевна остается дома с младшенькой Ликой, готовит обед, запланированный непременно по меню, потому что так выходит экономнее, а после уроков забирает детей и отводит кого куда — на музыку, танцы, плавание, вышивание. У каждого свои интересы, и родители стараются развивать то, что заложено в них Богом. 

— Я составитель поездов, — шутит мама Лида. — У меня пять «вагончиков», и каждый надо поставить в свое время на свое место. 

«В миру» она научный сотрудник, химик-фармацевт, но карьерой пожертвовала ради детей, которых безумно любит. После рождения четвертого ребенка вышла на работу, все спрашивали: «Зачем тебе это нужно? Ведь зарплата в науке невысокая». Она отвечала друзьям и родным: «Хочу себе доказать, что я умный человек». Когда поняла, что знания и мозги никуда не делись, опять захотела родить. 

У Лидии Геннадьевны своя жизненная философия:

— Материнство начинается не с утробы, а с сердца. Никогда не бывает, что с рождения известно, будет ли девочка многодетной мамой. Она вначале должна расширить свое сердце, и тогда оно может принять других. Я, например, за несколько месяцев до беременности чувствовала, что для меня что-то готовится, и я должна это принять. Женщина с наступлением материнства часто начинает жалеть себя. И у меня был период терзаний: «Как же я сама, ведь я люблю науку, языки? И от всего придется отказаться?» Только когда  забеременела третьим, поняла, что жизнь никогда не будет прежней, если двоих можно взять под две мышки и пойти куда хочешь, то третьего никак не возьмешь. Наступил некий переломный момент, я твердо поняла, что мне надо увидеть себя в новых обстоятельствах и суметь в них жить. 

В этой семье нет традиционных посиделок, чтобы приходили взрослые дяди и тети, пили водку или вино, а дети скучали. Лидия и Андрей больше двадцати лет ведут трезвый образ жизни и учат ощущать радость бытия «без допинга» других. Глава семьи со старшими подростками, с детьми друзей ходит в походы с палатками. Мама активный член общественного объединения «Многодетная семья Минского района».

— Я популист, — улыбка не сходит с лица энергичной женщины, успевающей накрывать на стол и присматривать за маленькой дочуркой. — Учу детей, как можно отдыхать без алкоголя. Мне хочется поменять что-то в жизни хатежинской, чтоб народ в подворотнях не тусовался. У нас много стало наркоманов. Когда мы переезжали сюда 16 лет назад, столько не было. Я не хочу, чтобы мои дети росли в таком окружении. Мы в клубе делали три праздника на Рождество: маскарад для маленьких отдельно, для подростков отдельно и вечер талантов. Организовали показ мод из того, что сшили наши бабушки.

Сценарии многих праздников пишет сама. И в этом деле  преуспела:

— Знакомые приглашали вести разные мероприятия, могу выступать и клоуном, и феей, и лошадью, но после подобных вечеров страшно выматываюсь, сил не остается для своих детей. В организации праздников уже помогают старшие — Яков и Ева, создавшие танцевальную группу «Брайт спирит». 

Всей семьей или с друзьями Худобченки летом выезжают на хутор в Ошмянский район на первозданную природу, где легко дышится чистым воздухом, где растут лечебные чудо-травы. Лидия Геннадьевна их собирает, а зимой угощает гостей душистым чаем собственного колдовства, замешанного на преданности, любви и жертвенности. Без чего не бывает настоящей женщины.

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by

«Становись, Михайловна, председателем и спасай колхоз»


село-руководитель-председатель7-090412 (Копировать) (2).jpgЛариса Поселенцева ответила согласием на приглашение односельчан возглавить родное хозяйство

ЛЕТ 5—6 назад СПК «17-й партсъезд» Славгородского района (нынешнее ОАО «Уречанский») был обычным хозяйством. Не отстающим, но и не хватающим звезд с неба, занимая золотую серединку в районных сводках. В последние годы, однако, ситуация кардинально изменилась. Экс-«17-й партсъезд» — сегодня лучшее хозяйство в районе. К примеру, теперь здесь получают 18 килограммов молока от коровы в сутки – сопоставимо с показателями передовых хозяйств области. Не испытывает ОАО и проблем с деньгами — есть за что топливо и удобрения приобрести. В общем, крепко встали на ноги. 
   Многие в районе, и не без основания, связывают эти перемены с приходом  ровно пять лет назад на пост руководителя молодой и энергичной Ларисы ПОСЕЛЕНЦЕВОЙ.

— Лариса Михайловна, это назначение стало для вас неожиданностью?

— Да нет, наверное. Я в «17-й партсъезд» пришла сразу после того, как Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию окончила. За время, что работала специалистом, сменилось пять председателей. И каждый раз, когда уходил очередной руководитель, мне пророчили его кресло. В шутку. Но в результате все оказалось всерьез.

— А вам надо было это кресло?

— Может быть, и надо. Хотелось попробовать добиться результатов в производстве. А еще — самоутвердиться. Не перед кем-то. Перед собой. Доказать, что являюсь достойной дочерью своего отца. Он в «17-м партсъезде» работал главным инженером. Возможно, образования ему не хватало. Но упорства, стремления как можно лучше сделать свое дело было хоть отбавляй. Потому он дома бывал не так много, как хотелось бы. Тем не менее передал своим детям навыки. Ведь в нашей семье не только я сельхозпредприятием руковожу. Мой брат (мы с ним двойняшки) — возглавляет одно из лучших хозяйств Столбцовского района. Другой — Главгостехнадзор.

— Как коллектив воспринял то, что им будет руководить женщина?

— Люди сами мою кандидатуру предложили. После частой смены председателей стали ходить слухи, что хозяйство как не очень большое присоединят к более крупному и успешному. Вот сельчане пришли ко мне и говорят: «Становись, Михайловна, председателем и спасай колхоз!». Я и согласилась. Хотя, если бы предложили какой-нибудь другой, то, скорее всего, отказалась бы. 

— Многих уволили?

— Сразу пятерых. Из которых двоих потом взяла обратно. Некоторые думали, будто они незаменимы, и пытались этим козырять. Получилось, что взамен тех, кто ушел, пришли более ответственные труженики.

— Всех своих работников знаете?

— Абсолютно всех. Причем не только как производственников. Проблемы каждого мне известны. И решаю их, когда бываю на ферме, машинном дворе или  встречаюсь  в поле. Тем самым свое и чужое время экономлю – на прием по личным вопросам ко мне никто со своими бедами не приходит.

— И какие проблемы решаете?

— Разные. Одному надо дрова привезти, второму — участок перепахать. Или, к примеру, где-то дорогу подсыпать.

— Ну а это все вам зачем? Ведь решать подобные вопросы — задача местной власти: сельсовета, райисполкома. Ваше дело — хозяйством руководить.

— Так все равно из того же сельсовета ко мне за помощью придут. Просто решение вопроса затянется. Это никому не надо. Лучше сразу человеку навстречу пойти. 

— Как домашние ваше назначение восприняли?

— Нормально. Тем более супруг — мой заместитель. И зоотехник, и ветврач. 

— Понятно, и дома по вечерам обсуждаете производственные проблемы?

— Уже нет. Хотя поначалу без этого не обходилось. Муж порой стонал:  достала со своей работой. Стараюсь на ней все делать быстро. Потому и времени на многое хватает. Еще и хозяйством занимаемся – у нас 4 свиньи, 40 кур, 6 овец, 11 гусей.

— А если предложат повышение?

— Уже предлагали должность начальника управления сельского хозяйства  и продовольствия одного из райисполкомов Могилевской области. Не пошла. Не ради карьеры  работаю. Хочу, чтобы наше хозяйство было лучшим. К тому же нет желания уезжать из родной деревни.

— Что для вас важнее в должности: деньги, персональная машина, «звание» начальника?

— Удовлетворение от результатов работы. В «Уречанском» все хорошо. Деньги есть. Самые первые в районе построили ферму, технику новую приобретаем. Это приятные хлопоты, из которых складывается моя жизнь.

Павел МИНЧЕНКО

sb_m@mail.ru

Фото автора

105-й урок жизни


УЗНАВ о нашем приезде, бабушка Гелена поторопила невестку: «Полезай быстрее на чердак, лен доставай. А то я сама». Гелена Ивановна посчитала, что мы за помощью (этим растением и заговорами она лечит рожу, говорят, помогает). И, наверное, полезла бы за льном, если бы Янина не объяснила ей причину нашего появления в их доме. 


В свои 105 Гелена Ивановна Василевская из деревни Вульковцы Гродненского района довольно подвижна. Дважды в день ходит к дочери, которая живет неподалеку, на память  сильно не жалуется, одна беда — слышит в последнее время плоховато. 

— Родилась в соседних Скрыниках, — рассказывает о себе долгожительница. — Вышла замуж и переехала в Вульковцы. Жизнь не баловала. У родителей нас было шестеро. Я — старшая. Мать с отцом пойдут в поле,  я за младшими смотрю. Мама остается дома — я иду работать. Беднота. Это теперь детям по три раза в день кофточки меняют, а в моем детстве была одна рубашка из толстого льна. Пока не сгниет, другой не шили. Помнится, однажды отец заказал мне пальто у портного в Сопоцкине. На примерку ходила за несколько километров. Не ходила, а летала, словно на крыльях. Обновку целовала, не могла наглядеться. Даже жалела носить. 

В войну мужа чуть не расстреляли немцы. Поехал с соседом обрабатывать полоску, доставшуюся в наследство от отца. По дороге нашли убитого немца. Сосед снял с трупа сапоги, а кто-то донес оккупантам. Приехали, забрали одного и второго. Через несколько дней муж вернулся, а сосед нет. 

В постоянном страхе жили и в первые послевоенные годы. Вокруг орудовали банды. Если кто-то сошьет сапоги, узнают, придут, отнимут, а то, случалось, и убьют. 

А в 1950 году, когда жали рожь, соседские мальчишки, играя, сожгли их дом. Зимовать вместе с детьми пришлось в хлеве.  Строить новый помогала вся деревня. 

В колхоз Василевские вступили одними из первых. Пасли телят. Потом Гелена Ивановна трудилась и в полеводстве. А уже на пенсии помогала перебирать картофель, обрабатывала «дялку» свеклы, убирала лен.  

— Сколько было той пенсии. Поэтому корову, свиней и кур старались держать всегда. Был и сад, — вспоминает Гелена Ивановна.

Вместе с мужем вырастили четверых детей. К сожалению, супруг уже четыре десятка лет как ушел из жизни. Гелена Василевская живет с невесткой.

Любимое занятие бабушки Гелены — смотреть телевизор. Недавно сломался,  так внуки принесли другой.

— Раньше очень трудно было. Теперь  хорошо. Жаль, что человеческая жизнь так коротка, — вздыхает пожилая сельчанка. 

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru

Фото автора

Освоила трактор и стала директором школы


ШКОЛЕ в агрогородке Бочейково, что в Бешенковичском районе, 152 года. Из них почти семь десятков лет связаны с замечательной учительской династией Городецких-Терещенко.
История этого учебного заведения берет начало  в 1864 году, когда лепельский мещанин Израиль Нахамович сдал в аренду народному училищу бревенчатую избу, где письму и грамоте стали учить 11 крестьянских ребятишек. А перед Великой Отечественной войной школа находилась в бывшем родовом дворце графа Иосифа Цехановецкого, уехавшего после революции за границу. Ольга Терещенко, нынешний директор, вспоминает, что именно там учился ее отец Александр Асташкевич.

— Дворцово-парковый ансамбль называли «белорусским Версалем». В парке росли дубы, липы. В оранжереях зрели ананасы. После окончания школы папа поступил в фабрично-заводское училище в Ленинграде. 17-летним ушел на фронт. Был ранен. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями.

Еще один примечательный момент: Ольга Александровна живет в Бочейково на улице Асташкевича, названной в честь ее деда  Степана Никифоровича, который служил на легендарном крейсере «Аврора»:

— Дедушка был камендором (так на флоте называли человека, отвечавшего за корабельные орудия). Его фамилия значится в списках, хранящихся в  музее-крейсере. К сожалению, во время Великой Отечественной он был тяжело ранен. Затем его перевели на работу в Чебоксары, где он умер и похоронен.

Если мужчины в семье Ольги Александровны отличились в боях за Отечество, то по женской линии в ней — прекрасные педагоги. Ее мама, Софья Евдокимовна Городецкая, отличник просвещения СССР, отдала Бочейковской школе 46 лет. Ольга Терещенко пришла работать в школу, когда мама там была директором:

— Она преподавала русский язык и литературу. Но я у нее не училась. Интересно, что у нее учился мой сын Сергей, который сейчас в Бочейковской СШ ведет историю. Кто-то подумает, что мне как директорской дочке на уроках позволено было бездельничать. Как бы не так! Из-за того, что моя мама — руководитель,  понимала, что ни в коем случае не должна ее подвести.

Вместе с волейбольной командой она заняла 1-е место на республиканских «Стартах надежд». Вместе с одноклассниками освоила трактор «МТЗ» и получила права тракториста-машиниста. А еще была председателем совета пионерской дружины, секретарем комсомольской организации. Лидерские качества, присущие с детства, помогли стать директором школы. Ни тогда, ни сейчас не боялась ответственности за какие-либо решения, за коллектив. Пожалуй, это основная черта настоящего руководителя.

Директором Ольга Александровна стала в 1990-м. До того работала пионервожатой, воспитателем группы продленного дня, учителем начальных классов, заместителем директора. И сейчас ведет математику в 6-х и 8-х классах. При этом у Ольги Терещенко, как и у мамы, лишь одно место работы — Бочейковская школа.

Профессию сельского учителя Ольга Александровна считает самой лучшей. И уверена, что это — ее призвание. За почти четыре десятка лет, которые она работает в школе, в Бочейково появилось множество семей, в которых она учила как родителей, так и их детей:

— Это помогает найти общий язык с учениками. Поэтому и обстановка в сельских школах более домашняя. Поэтому и ценность школы для сельской местности возрастает в разы. Школа в деревне — настоящий очаг культуры. У нас, например, филиал Бешенковичской школы искусств открыт, спортклуб функционирует, 29 факультативов, 7 кружков. Есть пришкольный участок, где мы с ребятами овощи выращиваем, которые помогают удешевить школьные обеды. Девиз школы — «Сотвори себя как личность». Мне кажется, нам удается справиться с этой задачей.

Лучшее подтверждение тому — ученики и выпускники. Первых сегодня почти 100 человек. Они участвуют и побеждают в очных и онлайн-олимпиадах, конкурсах различного уровня по математике, истории, белорусскому и французскому языкам. Одни стихи любимому Бочейково посвящают. Другие трудятся в различных сферах. 

Очень приятно, признается Ольга Терещенко, когда на вечерах встреч подходят бывшие хулиганы, как правило, имеющие свои семьи, и просят прощения за то, о чем самим стыдно вспоминать. Теперь бывшие выпускники понимают: педагоги желали им лишь добра. Поэтому приходят и приезжают в школу издалека, как в родительский дом. 

Сергей ГОЛЕСНИК

svg-vt@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter