Посмотрели, как на Полесье сохраняют старинное гончарное ремесло

Обаяние городнянской «мамзельки»

Збан, зливач, семак, одинец, рынька... У каждого горшка свое предназначение. Для молока — глечик, для вина — банька. Наибольший по объему  — поляк — рассчитан на пуд зерна. Всего на литр — «мамзелька», это самая маленькая городнянская посуда, используемая в быту… В одной из бывших столиц гончарства, полесской деревне Городной Столинского района, на этой неделе прошел пленэр гончаров, в котором приняли участие 24 мастера из Беларуси и России.


Городная известна своим гончарным промыслом с XV века. Здешние горшки продавались и в Вильно, и в Варшаве, и в Киеве. В прошлом местечко обладало Магдебургским правом и собственным гербом, на котором изображен лось с золотыми рогами.

Горшки из Городной хорошо узнаваемы. Они желтые с зеленоватой поливой, как здесь называют глазурь. А ушко, которое примыкает к горшку, образует с ним прямой угол. В других регионах так не лепят.

— Городнянская глина своеобразная. В ней мало железа, но в большом количестве содержится каолин. Структура прочная, потому держит форму изделия и позволяет мастеру делать тонкие стенки. Однако эта глина не полируется, так как в ней много песка, Павел Ермоленко, керамист из Крыма, признается, что с новым для него материалом работать было интересно, такую глину он еще не встречал. В белорусскую Городную Павел с супругой Еленой приехал впервые.


Татьяна Каленкина из Орла с дочерью Марией в Городной во второй раз. На пленэре они слепили из городнянской глины композиции, которые назвали деревьями жизни.

А Иван Якушенков из Барановичей и Виталий Романовский из Пружан фантазировали вокруг да около герба Городной. Иван налепил лосей от мала до велика, а у Виталия лоси закрепились в виде ручек к горшку.
Минчанина Сергея Молчана мы застали за раскатыванием куска глины… шваброй. В ответ на наше изумление Наталья Кабанова, супруга Сергея, открыла небольшой ящик и высыпала на стол кучу всякой мелочи. Гвозди, гайки, шурупы и прочее, что мы обычно отправляем в мусор, керамисты успешно используют как предметы для придания своим изделиям декоративных деталей и рисунков.

На столах и подоконниках Городнянского центра гончарства подсыхали женские статуэтки, лоси, утятницы, кувшины и другие сосуды. Особенность городнянской глины — долго сохнет, и чтобы изделие проходило этот этап равномерно, без растрескивания, сверху мастера оборачивают его полиэтиленом. Все работы, выполненные во время пленэра, останутся в центре.

— Мы заказали радошковичскую глину, но участники предпочли городнянскую, — рассказывает заведующий Городнянским центром гончарства Василий Козачок. Он, к слову, в 2022 году удостоен специальной премии ­Президента «За духовное возрождение» — за значительный личный вклад в сохранение традиций гончарного ремесла. Потомственный гончар, сам сел за круг в 54 года, а недавно вступил в Союз писателей Беларуси. — Для меня центр гончарства как дитя. Сегодня у нас занимаются 20 человек, не бросают гончарный круг даже старшеклассники. Очень радостно, что некоторые наши выпускники принимают участие в пленэрах в Городной — это братья Иван и Сергей Шелесты. Как говорится, гончарство у них в крови.


В начале XX века гончарным промыслом в Городной занималось более 200, а в 1920 — 1930‑х годах — около 500 семей. Теперь осталось два старых мастера, которых не отпускает гончарный круг, — Григорий Иосифович Ковалько и Макар Иванович Шелест.

Григорий Иосифович в пленэре не участвовал, но горшков и кувшинов на ярмарку налепил много. Мы купили у него несколько скромных «мамзелек». Налили в каждую воды — ровно литр! Рука и глаз по-прежнему не подводят 81‑летнего мастера. Интересуемся у него, как считает, продолжит ли жить ремесло предков в Городной?

— А як жэ, — говорит нам потомственный гончар на родном полесском языке. — Посуда всяка е, а глиняная найлепшая.


Соглашаемся.

Василий Козачок убежден, раз в Городной сумели сохранить привязанность к гончарному кругу до настоящего времени, она уже не исчезнет:

— Государство большое внимание уделяет сохранению традиционных народных ремесел. В каждом районе дети чему-то обучаются — гончарству, ткачеству, вышивке, росписи по стеклу, плетению поясов, соломоплетению. Даже если эти умения для них не станут делом жизни, связь с предками не угаснет. В принципе, историческая память в деревнях не терялась никогда, и теперь мы убедились, насколько это важно для сохранения нашей идентичности.


КСТАТИ

Из 18 выявленных в Беларуси месторождений тугоплавких глин 10 расположено в Столинском районе. Разработка некоторых ведется с XII столетия. На Столинщине имеются уникальные месторождения, позволяющие производить кирпич с показателем морозостойкости более 100 циклов.

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter