Об этом писала «СБ» 13 августа 1946 года

Говорят, в сегодняшних СМИ слишком много негатива. В общем, да... Вы не находите, что убийства, скандалы, дешевые сенсации мы смотрим по ТВ под бутерброды? Привыкли. Впрочем, если вы думаете, что в советские годы главная газета страны писала только о достижениях, о победах и успехах, то сильно ошибаетесь. Была и зубодробильная критика, правда, без знакомого до слез «черного пиара».

Нахожу в газете за август 1946–го много заметок и статей, посвященных началу школьного года. Понятно, Белоруссия поднимается из руин, возвращается к мирной жизни и ритму...

Читаю несколько заголовков: «Достигнутые успехи не закреплены», «Руководство пропагандой подменили собиранием сводок», «В Молодечненской области забросили политическую работу среди населения», «За злоупотребления — к суровой ответственности», «Школы не готовы к началу занятий», «Порочный стиль работы Министерства просвещения».

Знакомый стиль? Дальше — больше.

Например, Е.Волгина, корреспондент «Советской Белоруссии» по Брестчине, смело писала, что «в большинстве районов... школы не готовы к началу занятий. В Коссовском районе в 14 школ не завезено топливо, не хватает 280 парт. Школа в Иваноцевичах (так в тексте. — В.К.) недостроена: нет потолка, не остеклены окна, не сделаны печи» и т.д. и т.п.

Кто виноват? Журналист нашел ответ: Днепробугстрой и райпромкомбинаты, вовремя не изготовившие парты.

Хотя дело не только в комбинатах и сроках, дело — в обстоятельствах. Скажем, 60 лет назад обладатель огрызка химического карандаша мог считать себя таким же счастливчиком, как и «небожители» 70–х годов, которые на уроках рисования пользовались фломастерами.

Продолжаем удивляться. П.Богатырева и И.Довгало в статье «Порочный стиль работы Министерства просвещения» пишут: «Почти 20 процентов учащихся оставлены на второй год», а свыше ста тысяч «отсеялись из школ на протяжении учебного года, а десятки тысяч детей вовсе не были охвачены школой и не обучались».

Неужто виновато только министерство? Разве переловишь всю ребятню и усадишь за парты беспризорников — в том числе и бывших юных партизан, жителей отдаленных деревень, хуторов, еще остававшихся в западных областях. Кстати, некоторые жили в районах, где продолжали еще «партизанить» «крайовцы» и «бульбаши».

Наши авторы писали о заседаниях и циркулярах, вопрошали: «Когда же эти директивы попадут в отдаленные школы?» Но логика подсказывает: не директивы, а люди решают проблему. Авторы критического материала, растянувшегося на треть полосы, сами признают: много «учителей, не имеющих законченного педагогического образования» работают в школах. Однако «ничего по существу не сделано, чтобы по–настоящему организовать заочную подготовку учителей».

И только бы это! Например, некая тов. Санкевич сопровождала 13 детдомовцев из Витебска в Раков, так двоих просто «бросила по дороге». Вот так, запросто, пропали двое ребятишек — Матвей Богданов и Ленька Волков. А начальник управления детдомов Зарубанов на это отреагировал по всем правилам чиновничьего протокола: «К сведению». Надеемся, что пацанов нашли и вернули в детдом, т.к. больше о них не сказано ни слова в газете.

Наши авторы здесь оказались на все сто правы, назвав фамилии и дав точную характеристику: бездушие и формализм.

Получается — негатив не ради негатива, а ради позитива? Заметьте, опубликованную критическую статью никто не заказывал. «Пиара» не было, а резонанс был.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter