ОАО “Трикотажторг”:одежда для всей семьи

“Мы сохранили оптовую торговлю, и она себя оправдывает”,— говорит генеральный директор ОАО “Трикотажторг” Иван КОБЗА

— Наше предприятие, — рассказывает Иван Эдуардович, — это бывшая оптовая база, которая в ходе перестройки несколько раз меняла свое название, была и арендным предприятием. В 1995 году на базе этого предприятия образовано открытое акционерное общество, где трудится сейчас 115 человек. Это товароведы, осуществляющие закупку и доставку товаров, товаров мелким оптовым покупателям. Ну и, конечно же, экономисты, бухгалтера и работники складов.
В нашем распоряжении четыре крупных склада. Здесь согласно заявкам ведется подборка товаров, а затем отгрузка их торговым организациям.
Сейчас мы не представляем своей работы без собственного транспорта. Автомобильный парк постоянно обновляется. Благодаря этому мы доставляем товары с предприятий-производителей в магазины с максимальным сроком доставки — сутки-двое. Если по каким-либо причинам машина прибывает в магазин на третьи сутки, мы это расцениваем как сбой. Но таких случаев практически не бывает. Оперативности способствует внедренная на предприятии компьютеризация.
— Как родилась мысль об открытии собственных магазинов?
— Во времена Советского Союза только крупные универмаги работали напрямую с поставщиками товаров. Мелкие торговые предприятия не могли поехать на фабрику. Они получали товар через оптовые базы. Смотрите, что было дальше. Начавшаяся перестройка коснулась и торговли. Ее отрицательный результат — стали разваливаться торги. Магазины вынуждены были отправляться в “самостоятельное плавание”. Помню, был лозунг: “Меньше затрат”! Все магазины, в том числе и маленькие, стремились работать с предприятиями-поставщиками  напрямую.
Однако никто в полной мере не подсчитал, во что выльется новая система доставки товаров. Хорошо, если машина из Минска за товаром пойдет в Жодино. Это недалеко и затраты меньше. А если надо отправляться в Брест, Пинск или Гомель? Не надо быть большим экономистом, чтобы увидеть, какие затраты повлекут такие перевозки.
В то время стоял вопрос так: нужен ли вообще опт? В Прибалтике его не стало. На грани этого оказались и многие наши оптовые базы.
Попав в трудную ситуацию, мы решили во что бы то ни стало сохранить свою базу. Чтобы выжить вообще, нам нужно было выжить финансово. Вот тогда и родилась идея открыть свой магазин и организовать розничную торговлю. Однако политика нашего коллектива в тот момент была следующей: не превращаться “в розницу”, а работать на опт.
— То есть ход событий себя оправдал, когда вы открыли у проходной своей базы магазин “Трикотаж”?
— Совершенно верно. Не буду останавливаться на всех трудностях, которые пришлось преодолеть, но мы отстояли свою позицию и сохранили оптовую направленность базы. Сегодня при миллиардном обороте оптовый товарооборот составляет 80 процентов. Двадцать процентов, естественно, остается за розничной торговлей. Пропорция, я считаю, оптимальная. Сегодня преимущества оптовой торговли никому не нужно доказывать. Система действует и будет жить.
— Вы сегодня показали нам свой минский магазин, комнату образцов товаров, которая расположена в административном здании предприятия. Какую роль играет она в изучении спроса?
— Самую непосредственную. Ежедневно в комнате образцов находится товаров на 15 миллионов рублей. Вы скажете: это сколько средств отвлечено из товарооборота! Ведь товар оплачен. Но, несмотря на издержки, мы его держим здесь, чтобы представители торговли, мелкого бизнеса могли прийти сюда и выбрать нужные изделия. Приезжают люди из разных уголков республики, стран ближнего зарубежья. От них мы получаем информацию о том, где и какой трикотаж покупается лучше, какой хуже.
Своеобразный барометр спроса — магазины, которых у нас пять: в Минске, Жодино, Вилейке, Солигорске и Гомеле. Анализ показывает, что продаваемый ассортимент по регионам отличается друг от друга. Кто бы мог подумать, что в Солигорске, где своя фабрика бельевого трикотажа “Купалинка”, в нашем магазине “Трикотаж” хорошо будет продаваться белье, чулочно-носочные изделия. В Вилейке спросом пользуется верхний трикотаж.
Спрос — дело тонкое, его надо изучать самым тщательным образом. Какой сегодня рынок, чем он наполнен? Ответы на эти вопросы мы получаем в наших магазинах и комнате образцов товаров. Это нам помогает в работе по формированию товарных ресурсов и ассортимента.
— Чем вы привлекаете поставщиков товаров, покупателей?
— Сегодня с основными поставщиками мы работаем на условиях 7—10-процентной скидки. То есть такой процент выплачивает нам фабрика от суммы реализованного товара. Это дает возможность поставлять товар торговым организациям по тем же ценам, по которым они могли приобрести его там, где он производится. Вот почему тот же ГУМ или ЦУМ лучше воспользуются нашими услугами, чем ехать за нужным товаром, скажем, в Солигорск или Витебск. Их выгода сотрудничества с оптовиками очевидна. Мы тоже не остаемся в накладе.
По такой схеме работаем со всеми предприятиями “Беллегпрома”, выпускающими трикотажную продукцию. Мы их как бы приблизили к столичной торговле.
Заметьте и такую деталь. Открыв магазин в Гомеле, мы думаем организовать там оптовый склад. Пусть посещают его покупатели, частные предприниматели, в том числе российские и украинские, и берут белорусский трикотаж по выгодным ценам, разворачивают свой бизнес.
Реализуя таким образом товар, мы расширяем свой рынок.
— Иван Эдуардович, кому оказывает услуги ОАО “Трикотажторг”?
— Мы заключили 150 договоров с торговыми организациями разных форм собственности. Среди них все крупные торговые предприятия столицы и Минской области.
С нами сотрудничает около двухсот индивидуальных предпринимателей. Надо отметить, что сотрудничество с ИП в последнее время получило оживление. “Трикотажторг” предложил им свой товар. И дело пошло. Ведь это хорошо, когда на рынках больше доброкачественных белорусских товаров и меньше завозных, порой подозрительного производства и качества.

— А не хлопотно ли иметь дело с индивидуальными предпринимателями? Ведь выгоднее сотрудничать с крупными заказчиками — большие объемы, высокая оборачиваемость товаров и т.д. Меньше, как говорится, мороки.
— Согласен с вами. Если приходит товаровед магазина, скажем, Белорусской железной дороги, то он, как правило, берет товаров на 10—12 миллионов рублей. Предприниматель же выписывает документы всего на миллион-два. Но внимания частникам мы оказываем не меньше, чем государственным торговым предприятиям. Во-первых, их у нас на обслуживании порядка двухсот, и они чаще появляются на базе, чем представители крупных магазинов. Во-вторых, те и другие предлагают нашему населению не импортные, а белорусские изделия, причем весьма добротные.
— Сегодня в комнате образцов товаров мы встретили покупателей из России. Выходит, ваше общество открыто и для зарубежных заказчиков?
— Расширяются деловые связи с российскими покупателями. Основные из них — частные фирмы, которые имеют сеть своих магазинов, из Подмосковья, Калуги, Рязани, Иркутска, Челябинска...
Число клиентов, в том числе и постоянных, увеличивается, и самое главное — растут объемы товарооборота.
— В последнее время люди ищут красивую одежду не на рынках, а в магазинах. Ширпотреб, привезенный “челноками” из-за границы, покупателям надоел, и они стали более требовательны к качеству приобретаемого товара. Вы согласны с этим?
— Население убедилось в том, что на рынках не всегда торгуют добротной продукцией. Я не допускаю мысли, что в Китае выпускают недоброкачественный товар. Просто порой завозятся изделия, которые подешевле. А дешевое не всегда бывает  хорошим.
Надо отдать должное отечественным производителям — они сделали солидный шаг в деле улучшения качества своей продукции. Многие из них установили строгий контроль за выпуском швейных изделий. На солигорской “Купалинке” я видел стенд, на который вывесили бракованную вещь и указали, в какой смене она сделана. Согласитесь, что бракоделам надолго запомнится эта “реклама”.
Преимущество товаров с белорусской маркой еще и в том, что они гигиенически не опасны, соответствуют ГОСТу — высокие требования предъявляются и к пряже, и к красителям, и к фурнитуре.
— Сколько товаров у вас сегодня на складах?
— Примерно на 800 миллионов рублей.
— Иван Эдуардович, такой “нескромный” вопрос: каких товаров на складах не хватает?
— Сегодня самая сложная проблема — отсутствие верхнего легкого трикотажа для женщин. У нас нет хороших нарядных платьев, деловых женских костюмов. Устранить пробел стараются брестские частные предприятия. Но этого пока очень мало.
Или другой вопрос. Я не думаю, что покупатель найдет в наших магазинах добротный спортивный костюм, который бы по качеству не уступал импортному. Будем надеяться, что в Беларуси не разучились еще шить спортивную одежду и она скоро появится на прилавках.
— Какие проблемы волнуют вас как руководителя больше всего?
— Богатый опыт мы не растеряли благодаря специалистам, которые работают на предприятии двадцать и более лет и передают свой опыт молодежи.
Еще одна важная задача — обеспечить стабильную работу коллектива, чтобы люди получали достойную зарплату.
— Надеемся, Иван Эдуардович, что после нашей беседы у вас появятся новые партнеры и покупатели. “Народная газета”, ее читатели желают вашему коллективу и дальше радовать людей хорошими товарами, быть в ряду лучших коллективов торговли.
— Спасибо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter