ОАО «140 ремонтный завод»: мы даем вторую жизнь боевым машинам

В Борисове есть предприятие (единственное в Беларуси), где производится капитальный ремонт бронетанковой техники и двигателей к ней. Это открытое акционерное общество «140 ремонтный завод».

В Борисове есть предприятие (единственное в Беларуси), где производится капитальный ремонт бронетанковой техники и двигателей к ней. Это открытое акционерное общество «140 ремонтный завод». На этом предприятии не только ремонтируется и модернизируется военная техника, но и осваивается выпуск конкурентоспособных машин для нужд народного хозяйства.

 

При этом завод имеет стабильный объем производства и высокий уровень рентабельности. О том, как удается достичь финансовой стабильности, планах на перспективу и многом другом нам рассказал руководитель предприятия полковник запаса Александр Чуряков.

 

ОАО «140 ремонтный завод». фото– Александр Иванович, два года назад вы приняли завод с долгами и массой проблем, но сегодня это одно из самых высокорентабельных предприятий. Как удалось достичь таких результатов?

– Не хочу говорить, что это только моя заслуга. На результат работает весь коллектив. Без знающих, думающих специалистов, инженерно-технического состава было бы очень сложно его достичь. Честно говоря, на момент моего вступления в должность директора (это 2010 год) положение дел на предприятии было плачевным. Только долгов по кредитам было 12 млрд рублей. Кроме того, необходимо было выполнять обязательства по двум уже заключенным серьезным контрактам, для чего в конце 2010-го пришлось взять кредит еще на 8 млрд рублей. Мы выплачивали ежемесячно только проценты по кредитам порядка 300 миллионов рублей. Конечно, это привело к росту накладных расходов и снижению конкурентоспособности нашей продукции по ценовому фактору. Были потеряны налаженные связи с потребителями продукции.

Чтобы снизить стоимость выполняемых работ, необходимо было оптимизировать работу предприятия, просчитать, на чем можно сэкономить, учесть и ликвидировать все промахи прежнего руководства. Одним из основных вопросов являлся дефицит квалифицированных руководителей и специалистов. С приходом новой команды грамотных управленцев, желающих и умеющих работать, предприятие уверенно стало набирать обороты. В рамках Единого экономического пространства значительно расширилась география поставок продукции и оказания услуг военного назначения российским и казахстанским предприятиям военно-промышленного комплекса. В результате чего в течение минувшего года мы погасили практически все кредиты.

 

– Но ведь минувший год был достаточно проблемным из-за сложившейся в стране непростой экономической ситуации. Люди в поисках более высоких заработков стали уезжать за границу. Вероятно, и с вашего предприятия тоже?

– Не буду скрывать, люди и у нас стали увольняться и уезжать на заработки, некоторые даже убегали без трудовой книжки. В частности, в Санкт-Петербург на родственное по специфике производства предприятие. А специалистов таких редких специальностей с улицы не возьмешь. Чтобы уменьшить отток рабочих дефицитных специальностей и гарантировать им достойный уровень заработной платы, было решено наладить связи с предприятиями на территории бывшего Союза, работающими на оборонную промышленность. Ведь в вооруженных силах той же России или Казахстана практически не осталось ремонтных подразделений военной техники, и там нет таких специалистов, как у нас. Мы побывали практически на всех заводах, которые могли бы стать нашими потенциальными партнерами. Заключили договоры (в некоторых случаях это делалось лишь на личных контактах) и уже Александр Чуряков. фотона законных основаниях стали командировать туда своих специалистов. Люди с удовольствием поехали и в Санкт-Петербург, и в Нижний Тагил, Армавир, Астану и т. д., потому что это не только хорошие заработки, но и гарантируемая социальная защита их прав.


– А как же те, кто трудится непосредственно на предприятии в Беларуси?

– С появлением положительных результатов производственно-хозяйст-венной деятельности работникам ежемесячно стала выплачиваться премия. Кроме того, за своевременное выполнение экспортных контрактов заводчане были по-ощрены дополнительной премией по одному миллиону рублей за ноябрь 2011-го и май 2012 года. А представьте себе, что в мае 2010-го тарифная ставка первого разряда составляла 174 тысячи рублей. Стали поэтапно ее повышать, и за последние два года тарифная ставка первого разряда увеличилась до 500 тысяч рублей. Средняя зарплата за май нынешнего года по предприятию составила четыре миллиона рублей. Работникам, уходящим в трудовые отпуска, выплачивается материальная помощь. Для более раннего выявления и профилактики профессиональных заболеваний приобретено и установлено в заводском медпункте современное медицинское оборудование. Чтобы люди работали в более комфортных условиях, произвели ремонт производственных и бытовых помещений, столовой, восстановили кровлю, установили энергосберегающие окна ПВХ, построили автомобильную стоянку и т. д.
Необходимо отметить, что за последние два года средний возраст наших специалистов омолодился (если можно так сказать) и составляет в настоящее время 44 года. На заводе трудится много молодежи, а ее красивыми словами не удержишь. Им нужна достойная зарплата, социальные гарантии и т. д. Ну как удержать молодых специалистов? Чтобы поддержать семейную молодежь, не имеющую собственного жилья, в коллективный договор на 2012–2013 годы был включен пункт о ежемесячном оказании финансовой помощи в размере пяти базовых величин, чтобы частично компенсировать оплату за съем жилья.

 


– Александр Иванович, понятно, что выпуск военной продукции, ее модернизация и ремонт являются основными направлениями деятельности 140-го ремонтного завода. Но ведь заказы на военную продукцию есть не всегда, и в какой-то период времени должно производиться нечто иное.

– Совершенно верно. Более того, оно у нас уже есть. С латвийской компанией RAF-AUTO мы ОАО «140 ремонтный завод». фотореализуем совместный проект – создали снегоболотоход для использования в народном хозяйстве. Уже выпущен и испытан опытный экземпляр этой машины. Разрабатывали ее наши конструкторы, сборка также осуществлялась на нашем предприятии. Кстати, в этой машине стоит белорусский двигатель – Минского моторного завода. Когда будет налажено серийное производство снегоболотоходов, латвийская компания взяла на себя обязательство находить для них рынок сбыта. В настоящее время заключаем договор на изготовление партии таких машин (и сертификации данного изделия) для Российской Федерации. Там ведь есть регионы, куда обычной технике добраться сложно, но людям порой экстренно бывает необходима медицинская помощь. А наша машина пройдет везде, даже умеет плавать. Ее могут использовать геологи, да и в других отраслях народного хозяйства она найдет применение. Думаю, у этой техники большие перспективы.

 

– Каким вам видится будущее предприятия?

– Могу сказать одно – мы твердо стоим на ногах. Самостоятельно разрабатываем новые виды продукции, востребованные как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Выполняем государственный оборонный заказ Российской Федерации, Казахстана. Завод обеспечен контрактами, позволяющими выполнить план объема производства текущего года более чем на сто процентов. Думаю, мы выбрали правильный путь развития и у нас есть перспективы.

Беседовала Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН», фото из архива предприятия
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter