О значимости укрепрайонов

Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил с рабочей поездкой учебный объект Министерства обороны в Брестской области. Главе государства продемонстрировали вариант инженерного оборудования узла сопротивления укрепрайона.

Почему укрепрайон?

В сводках о проведении специальной военной операции в Украине часто появляются сообщения о штурме или обороне опорных пунктов или укрепрайонов. Эти защитные сооружения во многом определяют темп и географию боевых действий, создают как возможности, так и сложности для войск.

Так было с момента появления таких узлов. Раньше их роль играли прежде всего крепости. Несмотря на бурное развитие стрелкового оружия, артиллерии, подрывного дела, защита внешних границ европейских государств вплоть до начала Первой мировой войны строилась с расчетом как раз на мощные крепости. Они возводились по всему периметру рубежей страны. Здесь порой размещались десятки тысяч воинов. К примеру, на границах Российской империи с Германией были возведены крепости в Гродно, Брест-Литовске, Ковно, Каунасе. Гарнизон самой крупной крепости Новогеоргиевск насчитывал более 100 тысяч солдат и офицеров, почти 2 тысячи орудий и даже воздухоплавательную эскадрилью. И все же крепость пала в течение 10 дней – из-за просчетов командования. А, к примеру, оборона города Сморгонь, где не было бетонных сооружений, длилась 900 дней. Тяжелая артиллерия противника просто не могла разбить здесь сотни точечных объектов. Расчеты показывали, что для уничтожения всего двух погонных метров глубокого окопа требовалось 15–20 гаубичных снарядов калибра 152 мм.

Довольно противоречивый опыт Первой мировой заставил исследовать и пересмотреть концепцию крепостей. Во внимание был принят факт успешного применения полевых укреплений, построенных из подручных материалов непосредственно на линии фронта. Отдельные пулеметные гнезда, блиндажи и даже обычные траншеи часто становились неприступными для противника. Математические выкладки побудили военных инженеров разработать такую систему фортификационных сооружений, которая сочетала бы в себе свойства крепости и малую площадь, характерную для полевых укреплений.

В Советском Союзе было принято решение возвести вдоль всей западной границы – от Белого до Черного моря – укрепленные районы для долговременной обороны расчетами ДОТов и полевыми войсками. Основа УРа – батальонный район обороны, в состав которого входило несколько опорных пунктов. Вооружение ДОТов – пулеметы и казематные пушки.

В числе первых укрепленных районов – Полоцкий УР. Его строительство началось в 1927 году. К 1932-му он располагал 203 дотами, в основном вооруженными станковыми и ручными пулеметами. Полоцкий укрепрайон отлично воевал. Опираясь на ДОТы, 174-я дивизия под командованием Алексея Зыгина на 21-е сутки задержала наступление 3-й танковой группы вермахта. А были и укрепрайоны, которые немцы попросту обходили и оставляли в тылу либо подрывали.

Со временем укрепрайоны не потеряли актуальности. Между тем дискуссии об их эффективности велись непрерывно. И Первая, и Вторая мировые войны, а затем последовавшие конфликты показали, что не только грамотный подход к выбору местоположения и обустройству фортификационных сооружений, но и умелые действия гарнизонов, выдержка личного состава составляют основу успеха при действиях в защитных узлах. Не менее важна и еще одна аналитическая составляющая – учет огневого потенциала противника и его способности маневрировать силами.

Проанализировав ход операции в Украине, в Беларуси решили усилить оборону с помощью в том числе укрепрайонов. Вопрос рассмотрели и на сборе по военной безопасности с губернаторами в мае текущего года. Это было в Гомельской области. Вдоль одной из автомагистралей на окраине населенного пункта были развернуты инженерные сооружения, которые в совокупности и составляли укрепрайон. Фортификация представляет из себя траншеи с ячейками для стрелков, укрытия для танков и БМП… При необходимости подразделения могут в сжатые сроки занять позиции и отразить агрессию. И это общий принцип действий на таких объектах. К слову, учитывается при их возведении и тот факт, что противник может обладать мощнейшими средствами поражения и в общем будет иметь перевес в силах. Именно укрепрайоны призваны нивелировать преимущества неприятеля.

В ходе нынешнего посещения Брестской области Президентом тема усиления защиты путем возведения узлов сопротивления, безусловно, получит продолжение. Надо полагать, появятся они прежде всего для прикрытия наиболее важных районов и вероятных направлений действий возможного оппонента. Сеть защитных объектов будет расширяться. И мы с еще большей уверенностью сможем сказать: моя Беларусь – моя крепость.

 Константин Гагарин, военный обозреватель.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter