О злосчастной сумке и генетической памяти

Почему   берлинская   покупка   оскорбила    белорусского   ветерана

Почему   берлинская   покупка   оскорбила    белорусского   ветерана 

Недавно вернулась из германской столицы. Как большая поклонница разнообразных сумок просто не устояла перед спортивной моделью с надписью «Berlin-Germany» и гербом города, выполненными в чисто немецкой стилистике. С одной стороны, память о поездке, с другой – сумка хорошая, практичная, да и в Минске таких нет. Несколько дней по приезду радовалась покупке. Пока не встретила на автобусной остановке дедушку, ветерана войны. 

— Девочка, а у тебя родственники воевали? – строго поинтересовался он. 

— Воевали,  — робко ответила я, не совсем понимая суть претензий. 

— Так чего ж ты эту фашистскую сумку носишь, память дедов не чтишь? Мы до Берлина в свое время дошли не для того, чтобы вы сегодня с их сумками ходили! – не на шутку разошелся ветеран. 

Признаться, заявление меня настолько ошарашило, что я  не нашлась что ответить. Так много всего нахлынуло, какие-то обрывки генетической памяти, но дедушка, наверное, не понял бы… 

В Берлине была в Трептов парке, возведенном в память о 20 тысячах  солдат Красной армии, погибших в битве за город в 1945 году. Знаменитый монумент, изображающий советского солдата с немецкой девочкой на руках, – легендарное место в германской столице. Сюда приходят не только русские туристы, но и много немцев. Лично видела молодую немецкую пару, которая несла к монументу букетик желтых тюльпанов. На огромной площади у этого мемориала испытываешь странные чувства: казалось бы, ты не на родной земле, но здесь были твои предки и проливали кровь. За освобождение не только советского народа, но всего человечества от фашистского рабства…  И немецкий народ помнит это, о чем свидетельствуют и живые цветы у Памятника советским солдатам, недалеко от Рейхстага, и чистота и порядок в Трептов парке. 

Что и говорить, комплекс вины у немцев остался и поныне. А может, это желание сохранить напоминание человечеству о реальных опасностях нацизма? При упоминании о Великой Отечественной войне немцы смущаются. Видимо, это тоже их генетическая память. 

В Берлине довелось побеседовать с журналистом Николасом Браутлехтом из агентства Reutеrs. Молодой человек, изучавший в гамбургской школе русский язык, когда пришло время выбирать между армией и альтернативной службой, выбрал второе. Причем не остался сидеть дома и получать хорошее пособие, а уехал на два года в Петербург работать в детском доме за российскую зарплату. На вопрос, откуда возникло такое желание, Николас совершенно искренне ответил: «Как откуда? А блокада Ленинграда? Нам сегодня очень стыдно за это…» Поверите ли, но после такого заявления мурашки по коже идут… 

Есть у меня в Германии близкие знакомые пенсионеры, которые во время войны воевали против фашизма. Когда были в гостях в Беларуси в канун Дня Победы, плакали, увидев наших ветеранов... А я, признаться, боялась: как бывшие солдаты отреагируют на немецкую речь… 

Война прошла  через судьбы и моей  семьи: прадед без вести пропал на фронте, а бабушка, тогда совсем еще девочка, стояла под прицелом у фашистского солдата. Для меня нет более трогательных праздников, чем День Победы и Радуница. Но честно, мне трудно понять такие случаи ненависти и агрессии к сегодняшней Германии, в которой  в отличие от наших прибалтийских соседей не сносят памятники советским солдатам и больше всего боятся слова «фашист». Где до сих пор ощущают вину за своих предков и за темное пятно в истории и делают все, чтобы никогда и нигде в мире не повторился тот ужас. 

А сумка – это всего лишь вещь. Но почему-то после той встречи она не приносит такой радости… Наверное, я в чем-то понимаю и нашего ветерана. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter