Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак высказал свое мнение о самых актуальных проблемах отрасли
Дороги не «уплывут», но некоторые станут платными
— К сожалению, после отмены Закона «О дорожных фондах» финансирование дорожного хозяйства значительно уменьшилось. По данным Министерства финансов, почти в два раза. В текущем году расходы бюджета на строительство, текущий и капитальный ремонты, содержание республиканских автомобильных дорог составляют Br 2,36 трлн. По оценкам министерства, потребность в дополнительном финансировании республиканского дорожного хозяйства составляет, как минимум, Br 1 трлн. Руководство страны и правительство понимают проблему сложившегося дефицита, и ее планируется решить.
В настоящее время основными источниками финансирования дорожной отрасли являются средства государственного бюджета, внешние и внутренние заемные ресурсы, привлекаемые для реконструкции автомобильных дорог. Также мы рассчитываем на финансирование автодорог республиканского и местного значения за счет введения государственной пошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. По оценке Минфина, сумма может составить около Br 1,6—1,8 трлн. в год.
Кроме того, Минтранс ожидает увеличения поступлений денежных средств от введения современной электронной системы расчетов за проезд по платным дорогам. С 1 января следующего года расширяется их «полигон» — добавляется автодорога М-4 Минск—Могилев на всем протяжении. Правда, инвестиционный договор с австрийскими партнерами предполагает, что первые 3 года будут производиться основные расчеты по возврату инвестиций.
В целом наше ведомство удовлетворительно оценивает сотрудничество с австрийской корпорацией «Капш». Такие сложные проекты, как BelToll надо уметь реализовывать, накапливать опыт. Конечно, некоторые нюансы возникают. Особенно много недоразумений было в первые дни. Если бы не опыт других стран, могло даже показаться, что, вводя электронную систему расчетов за проезд по платным дорогам, совершаем какую-то ошибку. Но в течение недели функционирования BelToll работа системы нормализовалась. И партнеры в Польше, Австрии утверждают: у них в первые дни внедрения новой технологии неувязок выявлялось значительно больше. Сегодня периодически приходят обращения граждан, которые по тем или иным причинам получают уведомление о необходимости платить в увеличенном размере. Например, один из гостей страны, не доехав с десяток километров до границы, сдал бортовое устройство, при помощи которого происходит списание денег со счета за проезд транспортного средства. Но последняя «контрольная» рамка над трассой установлена рядом с погранпереходом. И водителя оштрафовали. Неприятно, конечно. Но в Европе же действуют аналогичные правила, и никто не жалуется. Стоит отметить, что для перехода на новую систему пришлось создать соответствующую нормативную базу. Несомненно, законодательная база не должна быть статична. Министерство анализирует все аспекты работы системы BelToll. В том числе и обращения граждан. Но период в три месяца эксплуатации не может являться достаточным для оценки.
Если сильно захотеть, ямы можно «растереть»
— Финансирование дорожного хозяйства находится не на самом лучшем уровне. Сегодня не хватает до 25 % мастеров-дорожников. И проблемы не в размере заработной платы. Существуют нормативные документы, которые обязывают их содержать свои участки трасс в надлежащем состоянии. Если приезжает проверка, а на шоссе ямы или поступает жалоба от водителей, то ответственных должностных лиц наказывают штрафами. Поэтому люди и не хотят идти в мастера. Конечно, ресурсы ограничены, но если правильно организовать работу, средств хватает, чтобы содержать трассу в нормальном состоянии. Порой, говорят, денег заделать яму нет, но оказывается, что нашлись средства поставить вдоль дороги шумозащитную стенку, которой там 50 лет не стояло. Или хватает сил и техники траву подстричь на 100 метров от асфальтового полотна. Да еще несколько раз в месяц. Хорошие мастера находят возможности справляться с поставленными задачами. Таких работников и не штрафуют.
Дорогой талон равен большой пробке
— Себестоимость общественного транспорта меняется каждый год: растут цены на топливо, повышаются зарплаты водителей и технического персонала, увеличиваются другие издержки. Разнится она и в зависимости от региона. Если говорить о городе Минске, то себестоимость одной поездки на общественном транспорте превышает 6 тысяч рублей. Иногда в министерство обращаются граждане с объективными жалобами на работу транспортников и предлагают: возможно, стоит перестать дотировать эту отрасль, тогда, мол, она будет и лучше работать. Но в Беларуси хватает людей, которым ощутимо отдавать и 3 тысячи рублей за талончик. Общественным транспортом пользуются много школьников, студентов, пенсионеров, других не самых состоятельных слоев населения. У государства должна перед этими людьми присутствовать социальная ответственность. Есть и другая сторона медали: если выставить за проезд реальную цену, то нагрузка на бюджет только усилится. Дорогие талончики и жетончики будут стимулировать поездки на личном транспорте, увеличится количество машин, и тогда либо мы столкнемся с пробками и коллапсами, как в других европейских мегаполисах, либо за государственный счет придется расширять улицы, строить новые транспортные развязки, обеспечивать дополнительные парковочные места… А это огромные затраты. На мой взгляд, в вопросе общественного транспорта прослеживается взвешенная государственная политика, основанная на социальной ответственности и экономической целесообразности.
К тому же независимо от уровня дотаций транспорт должен работать исправно. Ведь сотрудники отрасли вовремя получают зарплату. Водители в среднем зарабатывают около 8 миллионов рублей, некоторые инженерные и технические работники в 1,5 раза больше. Поэтому они должны добросовестно выполнять свои функциональные обязанности. Но в каждом случае необходимо разбираться. Почему, скажем, троллейбуса не было сорок минут, а потом пришли сразу три? Это халатность работников или на каком-то перекрестке произошла авария и застопорилось движение? Пунктуальность работы транспортной инфраструктуры остро стоит во многих государствах. А там автобусы тоже опаздывают. Приведу пример из работы Белорусской железной дороги. Поезда — это самый точный вид транспорта, ходят по жесткому расписанию, пробкам не подвержены. Так вот, поезд Прага—Москва часто приходит из Польши с 40-минутным опозданием. Уже по территории БЖД нагоняет график и передает состав в Россию согласно расписанию.
Дешевым небо не бывает?
— Многие завидуют соседним государствам, в которых существуют лоукостовские авиакомпании. Конечно, тоску потребителей по дешевым билетам можно понять. Но насколько приход этого формата авиаперевозок целесообразен для Беларуси — сказать сложно. Например, приходилось общаться по этой теме с литовским коллегой. И он признался: чтобы у бюджетных компаний складывалась экономика, конкурентоспособная с аналогичными европейскими перевозчиками, литовской стороне фактически за свой счет приходится содержать всю инфраструктуру аэропорта. Многие аналитики не учитывают, что для лоукостовских рейсов необходимы совершенно другие терминалы и наземное обслуживание, чем для самолетов компаний полного сервиса. Готовы ли международные инвесторы вкладывать огромные финансовые ресурсы в инфраструктуру? Опыт других государств СНГ показывает: чаще всего эти издержки ложатся на местные бюджеты. А дешевые билеты иностранных лоукостовских компаний значительно ухудшают позиции традиционных национальных авиаперевозчиков.
Свою цель министерство видит в том, чтобы прежде всего удешевить билеты отечественных авиакомпаний. Не самая радужная картина сложилась из-за упущенного времени на расширение парка самолетов «Белавиа». Приобреталось в год всего 1—2 самолета, что не соответствовало взрыву спроса на авиатранспорт. Сейчас пытаемся ликвидировать пробелы. Ставка сделана на приобретение не бывших в употреблении самолетов, а новых. Но тогда приходится становиться в очередь к производителям. Для авиакомпании «Белавиа» она уже подошла. В мае 2014 года должна поступить первая новая машина, через месяц — вторая. Отечественный перевозчик в ближайшее время вводит такую услугу, как более низкая цена билета, но без права его возврата. Поэтому стоимость полетов для пассажиров будет снижаться. Не до лоукостовского уровня, но существенно.