О земном и небесном

Министр транспорта — о самых актуальных проблемах отрасли

Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак высказал свое мнение о самых актуальных проблемах отрасли

Дороги не «уплывут», но некоторые станут платными

— К сожалению, после отмены Закона «О дорожных фондах» финансирование дорожного хозяйства значительно уменьшилось. По данным Министерства финансов, почти в два раза. В текущем году расходы бюджета на строительство, текущий и капитальный ремонты, содержание республиканских автомобильных дорог составляют Br 2,36 трлн. По оценкам министерства, потребность в дополнительном финансировании республиканского дорожного хозяйства составляет, как минимум, Br 1 трлн. Руководство страны и правительство понимают проблему сложившегося дефицита, и ее планируется решить.

В настоящее время основными источниками финансирования дорожной отрасли являются средства государственного бюджета, внешние и внутренние заемные ресурсы, привлекаемые для реконструкции автомобильных дорог. Также мы рассчитываем на финансирование автодорог республиканского и местного значения за счет введения государственной пошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. По оценке Минфина, сумма может составить около Br 1,6—1,8 трлн. в год.

Кроме того, Минтранс ожидает увеличения поступлений денежных средств от введения современной электронной системы расчетов за проезд по платным дорогам. С 1 января следующего года расширяется их «полигон» — добавляется автодорога М-4 Минск—Могилев на всем протяжении. Правда, инвестиционный договор с австрийскими партнерами предполагает, что первые 3 года будут производиться основные расчеты по возврату инвестиций.

В целом наше ведомство удовлетворительно оценивает сотрудничество с австрийской корпорацией «Капш». Такие сложные проекты, как BelToll надо уметь реализовывать, накапливать опыт. Конечно, некоторые нюансы возникают. Особенно много недоразумений было в первые дни. Если бы не опыт других стран, могло даже показаться, что, вводя электронную систему расчетов за проезд по платным дорогам, совершаем какую-то ошибку. Но в течение недели функционирования BelToll работа системы нормализовалась. И партнеры в Польше, Австрии утверждают: у них в первые дни внедрения новой технологии неувязок выявлялось значительно больше. Сегодня периодически приходят обращения граждан, которые по тем или иным причинам получают уведомление о необходимости платить в увеличенном размере. Например, один из гостей страны, не доехав с десяток километров до границы, сдал бортовое устройство, при помощи которого происходит списание денег со счета за проезд транспортного средства. Но последняя «контрольная» рамка над трассой установлена рядом с погранпереходом. И водителя оштрафовали. Неприятно, конечно. Но в Европе же действуют аналогичные правила, и никто не жалуется. Стоит отметить, что для перехода на новую систему пришлось создать соответствующую нормативную базу. Несомненно, законодательная база не должна быть статична. Министерство анализирует все аспекты работы системы BelToll. В том числе и обращения граждан. Но период в три месяца эксплуатации не может являться достаточным для оценки.

Если сильно захотеть, ямы можно «растереть»

— Финансирование дорожного хозяйства находится не на самом лучшем уровне. Сегодня не хватает до 25 % мастеров-дорожников. И проблемы не в размере заработной платы. Существуют нормативные документы, которые обязывают их содержать свои участки трасс в надлежащем состоянии. Если приезжает проверка, а на шоссе ямы или поступает жалоба от водителей, то ответственных должностных лиц наказывают штрафами. Поэтому люди и не хотят идти в мастера. Конечно, ресурсы ограничены, но если правильно организовать работу, средств хватает, чтобы содержать трассу в нормальном состоянии. Порой, говорят, денег заделать яму нет, но оказывается, что нашлись средства поставить вдоль дороги шумозащитную стенку, которой там 50 лет не стояло. Или хватает сил и техники траву подстричь на 100 метров от асфальтового полотна. Да еще несколько раз в месяц. Хорошие мастера находят возможности справляться с поставленными задачами. Таких работников и не штрафуют.

Дорогой талон равен большой пробке

— Себестоимость общественного транспорта меняется каждый год: растут цены на топливо, повышаются зарплаты водителей и технического персонала, увеличиваются другие издержки. Разнится она и в зависимости от региона. Если говорить о городе Минске, то себестоимость одной поездки на общественном транспорте превышает 6 тысяч рублей. Иногда в министерство обращаются граждане с объективными жалобами на работу транспортников и предлагают: возможно, стоит перестать дотировать эту отрасль, тогда, мол, она будет и лучше работать. Но в Беларуси хватает людей, которым ощутимо отдавать и 3 тысячи рублей за талончик. Общественным транспортом пользуются много школьников, студентов, пенсионеров, других не самых состоятельных слоев населения. У государства должна перед этими людьми присутствовать социальная ответственность. Есть и другая сторона медали: если выставить за проезд реальную цену, то нагрузка на бюджет только усилится. Дорогие талончики и жетончики будут стимулировать поездки на личном транспорте, увеличится количество машин, и тогда либо мы столкнемся с пробками и коллапсами, как в других европейских мегаполисах, либо за государственный счет придется расширять улицы, строить новые транспортные развязки, обеспечивать дополнительные парковочные места… А это огромные затраты. На мой взгляд, в вопросе общественного транспорта прослеживается взвешенная государственная политика, основанная на социальной ответственности и экономической целесообразности.

К тому же независимо от уровня дотаций транспорт должен работать исправно. Ведь сотрудники отрасли вовремя получают зарплату. Водители в среднем зарабатывают около 8 миллионов рублей, некоторые инженерные и технические работники в 1,5 раза больше. Поэтому они должны добросовестно выполнять свои функциональные обязанности. Но в каждом случае необходимо разбираться. Почему, скажем, троллейбуса не было сорок минут, а потом пришли сразу три? Это халатность работников или на каком-то перекрестке произошла авария и застопорилось движение? Пунктуальность работы транспортной инфраструктуры остро стоит во многих государствах. А там автобусы тоже опаздывают. Приведу пример из работы Белорусской железной дороги. Поезда — это самый точный вид транспорта, ходят по жесткому расписанию, пробкам не подвержены. Так вот, поезд Прага—Москва часто приходит из Польши с 40-минутным опозданием. Уже по территории БЖД нагоняет график и передает состав в Россию согласно расписанию.

Дешевым небо не бывает?

— Многие завидуют соседним государствам, в которых существуют лоукостовские авиакомпании. Конечно, тоску потребителей по дешевым билетам можно понять. Но насколько приход этого формата авиаперевозок целесообразен для Беларуси — сказать сложно. Например, приходилось общаться по этой теме с литовским коллегой. И он признался: чтобы у бюджетных компаний складывалась экономика, конкурентоспособная с аналогичными европейскими перевозчиками, литовской стороне фактически за свой счет приходится содержать всю инфраструктуру аэропорта. Многие аналитики не учитывают, что для лоукостовских рейсов необходимы совершенно другие терминалы и наземное обслуживание, чем для самолетов компаний полного сервиса. Готовы ли международные инвесторы вкладывать огромные финансовые ресурсы в инфраструктуру? Опыт других государств СНГ показывает: чаще всего эти издержки ложатся на местные бюджеты. А дешевые билеты иностранных лоукостовских компаний значительно ухудшают позиции традиционных национальных авиаперевозчиков.

Свою цель министерство видит в том, чтобы прежде всего удешевить билеты отечественных авиакомпаний. Не самая радужная картина сложилась из-за упущенного времени на расширение парка самолетов «Белавиа». Приобреталось в год всего 1—2 самолета, что не соответствовало взрыву спроса на авиатранспорт. Сейчас пытаемся ликвидировать пробелы. Ставка сделана на приобретение не бывших в употреблении самолетов, а новых. Но тогда приходится становиться в очередь к производителям. Для авиакомпании «Белавиа» она уже подошла. В мае 2014 года должна поступить первая новая машина, через месяц — вторая. Отечественный перевозчик в ближайшее время вводит такую услугу, как более низкая цена билета, но без права его возврата. Поэтому стоимость полетов для пассажиров будет снижаться. Не до лоукостовского уровня, но существенно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter