О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов

и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов” Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года Одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 года

и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь “О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов”

Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года

Одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 года

Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь” в редакции Закона Республики Беларусь от 7 августа 2003 года (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 2, ст. 6; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 93, 2/982; 2006 г., № 166, 2/1263) следующие дополнения и изменения:
1. Часть вторую статьи 3 дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
“пикетирование для сбора подписей избирателей по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, проводимое в  местах, не запрещенных для этой цели местными исполнительными и распорядительными органами;
собрания, митинги и пикетирование, организуемые кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенными лицами в порядке, предусмотренном статьей 451 Избирательного кодекса Республики Беларусь.”.
2. В части четвертой статьи 5 и части первой статьи 6 слово “восьмой” заменить словом “десятой”.
Статья 2. Внести в Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 25, 2/145; № 64, 2/181; 2006 г., № 166, 2/1263) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 11 изложить в следующей редакции:
“Статья 11. Обеспечение комиссиями проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдума, отзыва депутатов
Проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдума, отзыва депутатов обеспечивают комиссии.
Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Комиссии при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутатов в пределах своих полномочий независимы от государственных органов и не связаны решениями политических партий и других общественных объединений.
Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными организациями, а также гражданами.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для нижестоящих комиссий.”.
2. В статье 13:
в части третьей слова “члены политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, представители граждан” заменить словами “представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан”;
в части четвертой:
абзац шестой дополнить словами “, проведении повторного подсчета голосов граждан”;
после абзаца одиннадцатого дополнить часть абзацем следующего содержания:
“направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушения настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;”;
абзац двенадцатый считать абзацем тринадцатым;
после части одиннадцатой дополнить статью частью следующего содержания:
“Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты вправе присутствовать на участках для голосования при подсчете голосов избира-
телей.”;
часть двенадцатую считать частью тринадцатой.
3. В статье 18:
после части пятой дополнить статью частью следующего содержания:
“При одновременном проведении выборов разного уровня, выборов и референдума участки для голосования являются общими по выборам разного уровня, выборам и референдуму.”;
часть шестую считать частью седьмой.
4. Часть шестую статьи 24 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
“4) определяют места для проведения кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенными лицами массовых мероприятий (собраний вне помещений, митингов, пикетирования) с целью осуществления предвыборной агитации.”.
5. Часть первую статьи 26 изложить в следующей редакции:
“Центральная комиссия является государственным органом, организующим в пределах своих полномочий подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, республиканских референдумов. Центральная комиссия решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.”.
6. Главу 8 изложить в следующей редакции:
“ГЛАВА 8
ОБРАЗОВАНИЕ,
ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ
И ПОЛНОМОЧИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ
КОМИССИИ
Статья 32. Порядок образования Центральной комиссии
Центральная комиссия образуется в составе 12 человек из граждан Республики Беларусь, имеющих, как правило, высшее юридическое образование и опыт работы по организации и проведению выборов и референдумов.
Шесть членов Центральной комиссии назначаются Президентом Республики Беларусь и шесть членов избираются Советом Республики. Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются соответственно Президенту Республики Беларусь и Совету Республики совместными решениями президиумов областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Председатель Центральной комиссии назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа членов Центральной комиссии. Заместитель Председателя и секретарь Центральной комиссии избираются из числа членов Центральной комиссии на ее первом заседании. Кандидатуры для избрания на должности заместителя Председателя и секретаря Центральной комиссии вносятся Председателем Центральной комиссии. Кандидатура заместителя Председателя предварительно согласовывается с Президентом Республики Беларусь.
Срок полномочий Центральной комиссии — пять лет. Срок полномочий Центральной комиссии нового состава начинается со дня ее образования в правомочном составе.
В состав Центральной комиссии не могут входить кандидаты в  Президенты Республики Беларусь и их доверенные лица, кандидаты в депутаты и их доверенные лица, кандидаты в члены Совета Республики, депутаты, члены Совета Республики, а также иные лица в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Полномочия лица, входящего в состав Центральной комиссии, в этих случаях считаются прекращенными с момента его регистрации кандидатом, доверенным лицом либо с момента приобретения этим лицом статуса, в соответствии с которым оно не может входить в состав Центральной комиссии.
Члены Центральной комиссии, являющиеся членами политических партий, должны приостановить свое членство в политической партии и в период работы в комиссии не могут принимать участия в деятельности политических партий, а также выполнять их поручения.
Председатель, заместитель Председателя, секретарь, члены Центральной комиссии могут быть освобождены от должности до истечения срока их полномочий Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики в случаях:
письменного заявления о сложении полномочий;
прекращения гражданства Республики Беларусь;
систематического неисполнения своих обязанностей;
совершения действий, дискредитирующих Центральную комиссию;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Избрание (назначение) членов Центральной комиссии вместо лиц, выбывших из ее состава, производится в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 321. Организация работы Центральной комиссии и обеспечение ее деятельности
Основными принципами деятельности Центральной комиссии являются законность, независимость, коллегиальность, открытость и гласность.
Центральная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее трех дней со дня ее образования в правомочном составе.
Заседания Центральной комиссии созываются по мере необходимости Председателем Центральной комиссии, а также по требованию не менее одной трети ее членов.
Заседание Центральной комиссии правомочно, если в нем принимает участие не менее двух третей общего состава, предусмотренного частью первой статьи 32 настоящего Кодекса.
Решения Центральной комиссии принимаются в форме постановлений открытым голосованием большинством голосов общего состава комиссии. При равном количестве голосов, поданных “за” и “против”, принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
Председатель и секретарь Центральной комиссии работают на постоянной основе.
В случае временного отсутствия заместителя Председателя или секретаря Центральной комиссии их обязанности по решению Центральной комиссии могут быть возложены на других ее членов. При этом решение о возложении обязанностей заместителя Председателя Центральной комиссии должно быть предварительно согласовано
с Президентом Республики
Беларусь.
По решению Центральной комиссии заместитель Председателя и члены комиссии в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут освобождаться от выполнения трудовых (служебных) обязанностей с выплатой заработной платы за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и республиканских референдумов.
Для обеспечения деятельности Центральной комиссии создается аппарат Центральной комиссии. Численность работников аппарата Центральной комиссии определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Центральной комиссии. Структура и  штатное расписание аппарата Центральной комиссии утверждаются Председателем Центральной комиссии.
Председатель, секретарь и работники аппарата Центральной комиссии, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание, являются государственными служащими.
Финансирование деятельности Центральной комиссии и ее аппарата осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание Центральной комиссии.
Председатель Центральной комиссии организует работу комиссии, осуществляет общее руководство ее аппаратом, назначает на должности и   освобождает от должностей работников аппарата, распоряжается финансовыми средствами в пределах сметы расходов.
В период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов Председатель Центральной комиссии вправе временно увеличивать численность работников аппарата и устанавливать размер оплаты их труда в пределах выделенных на эти цели средств.
Порядок работы Центральной комиссии определяется регламентом, утверждаемым Центральной комиссией.
Статья 33. Полномочия Центральной комиссии
Центральная комиссия в пределах своей компетенции:
1) организует подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, республиканских референдумов;
2) осуществляет на всей территории Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;
3) дает разъяснения законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики в целях его единообразного применения;
4) обращается в случае необходимости к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о толковании настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;
5) осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутатов, заслушивает их информацию, оказывает этим комиссиям методическую и организационно-техническую помощь;
6) при необходимости решает по существу вопросы, относящиеся к компетенции нижестоящей комиссии;
7) образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей и устанавливает среднюю численность избирателей на избирательный округ по Республике Беларусь;
8) решает вопросы о порядке участия граждан Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и республиканском референдуме, а также о порядке образования участков для голосования; по представлению Министерства иностранных дел Республики Беларусь принимает решения о приписке участков для голосования, образуемых за пределами Республики Беларусь, к административно-территориальным единицам или избирательным округам на территории Республики Беларусь;
9) дает заключения о правомочности выдвижения кандидатов в члены Совета Республики, регистрирует выдвинутых кандидатов в  члены Совета Республики, подводит итоги выборов членов Совета Республики, регистрирует избранных членов Совета Республики и публикует их список в печати, созывает первую после выборов сессию Совета Республики;
10) регистрирует:
инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь;
кандидатов в Президенты Республики Беларусь, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
инициативную группу граждан по проведению республиканского референдума и вопросы, предлагаемые ею на республиканский референдум;
инициативную группу избирателей по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата Палаты представителей;
11) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты;
12) определяет порядок использования средств массовой информации в предвыборной кампании;
13) составляет и утверждает сметы расходов по проведению выборов, республиканского референдума, отзыва депутата Палаты представителей в пределах средств, выделенных из республиканского бюджета; создает внебюджетный фонд по проведению выборов, республиканского референдума для добровольного перечисления в него средств организаций, в том числе общественных объединений, граждан, и утверждает положение о фонде; распределяет денежные средства, выделенные из республиканского бюджета и внебюджетного фонда, по избирательным комиссиям, комиссиям по референдуму, комиссиям по проведению голосования об отзыве депутата Палаты представителей;
14) контролирует целевое использование денежных средств, выделенных из республиканского бюджета, внебюджетного фонда, избирательных фондов кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей; информирует Палату представителей о расходовании средств, выделенных из бюджета на проведение выборов, республиканского референдума, отзыва депутата Палаты представителей; публикует отчет о расходовании средств внебюджетного фонда;
15) устанавливает формы бюллетеней и списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутатов, протоколов комиссий и других документов по выборам, референдуму, отзыву депутатов, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий, порядок хранения документов по выборам, референдуму;
16) обеспечивает изготовление бюллетеней по выборам Президента Республики Беларусь и для голосования по республиканскому референдуму и снабжение ими областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, по проведению республиканского референдума;
17) определяет меры по обеспечению сохранности ящиков для голосования и документов по выборам, референдуму
в период досрочного голосо-
вания;
18) заслушивает сообщения государственных органов и органов общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
19) при одновременном проведении выборов разного уровня, выборов и референдума может устанавливать, что списки граждан, имеющих право участвовать в выборах разного уровня, выборах и  референдуме, а также территориальные комиссии являются общими по выборам разного уровня, выборам и референдуму;
20) контролирует обеспечение комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы их материально-технического обеспечения;
21) подводит итоги выборов, референдума;
22) регистрирует избранных депутатов Палаты представителей и публикует их список в печати; созывает первую после выборов сессию Палаты представителей;
23) выдает избранным Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республики удостоверения об их избрании;
24) решает вопросы, связанные с проведением второго тура голосования, повторных выборов и выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента, а также повторного голосования по референдуму;
25) решает вопросы, связанные с организацией отзыва депутата Палаты представителей и члена Совета Республики, назначает выборы депутатов Палаты представителей вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение;
26) рассматривает жалобы на решения избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутатов и выносит по ним решения;
27) рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам проведения выборов, референдума, отзыва депутатов, членов Совета Республики;
28) изучает и обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;
29) вносит субъектам права законодательной инициативы предложения о совершенствовании законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;
30) создает рабочие группы и иные структуры для организационного, правового и технического обеспечения выборов и референдума;
31) при проведении выборов, республиканского референдума определяет порядок и виды поощрения членов комиссий, работников аппаратов комиссий, лиц, осуществляющих бухгалтерское обслуживание комиссий, а также работников структур, указанных в пункте 30 настоящей части;
32) устанавливает и развивает связи с органами иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами организации проведения выборов и референдумов;
33) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Вопросы, указанные в пунктах 3, 4, 6 — 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 22, 24 — 26, 29 и 31 части первой настоящей статьи, рассматриваются Центральной комиссией коллегиально.
Обращения граждан и организаций подлежат коллегиальному рассмотрению в том случае, если по ним приняты решения нижестоящими комиссиями. По инициативе Председателя Центральной комиссии либо по требованию не менее одной трети ее членов на заседании Центральной комиссии рассматриваются иные обращения граждан и организаций.
Обращения, не требующие коллегиального рассмотрения, по поручению Председателя Центральной комиссии рассматриваются членами Центральной комиссии, а также работниками ее аппарата.
Решения Центральной комиссии могут быть обжалованы в  Верховный Суд Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Статья 331. Члены Центральной комиссии с правом совещательного голоса
Кандидат в Президенты Республики Беларусь вправе со дня его регистрации направить в Центральную комиссию члена комиссии с правом совещательного голоса.
Политическая партия, выдвинувшая кандидата в депутаты Палаты представителей, вправе направить в Центральную комиссию члена комиссии с правом совещательного голоса со дня представления в  соответствующую окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Палаты представителей, выдвинутого этой партией.
Срок полномочий членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса, направляемых кандидатами в Президенты Республики Беларусь, начинается со дня получения Центральной комиссией от кандидатов в Президенты Республики Беларусь письменных уведомлений о направлении членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса.
Срок полномочий членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса, направляемых политическими партиями, начинается со дня получения Центральной комиссией решений руководящих органов политических партий о направлении своих членов с правом совещательного голоса в Центральную комиссию.
Членам Центральной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Центральной комиссией.
Членами Центральной комиссии с правом совещательного голоса не могут быть кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, их доверенные лица.
Члены Центральной комиссии с правом совещательного голоса обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять требования настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, не совершать действий, дискредитирующих Центральную комиссию или препятствующих ее работе.
Члены Центральной комиссии с правом совещательного голоса вправе:
вносить в повестку дня заседаний Центральной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним;
выступать на заседаниях Центральной комиссии;
задавать участникам заседания Центральной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы;
знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании Центральной комиссии.
Члены Центральной комиссии с правом совещательного голоса не вправе:
участвовать в проводимых Центральной комиссией проверках, в голосовании при принятии комиссией решений;
давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени Центральной комиссии.
Полномочия члена Центральной комиссии с правом совещательного голоса могут быть досрочно прекращены:
по его письменному заявлению;
по заявлению кандидата в Президенты Республики Беларусь, по решению руководящего органа политической партии об отзыве направленных ими членов комиссии;
по решению Центральной комиссии при прекращении полномочий кандидата в Президенты Республики Беларусь, при выбытии из избирательных округов всех кандидатов в депутаты Палаты представителей, выдвинутых политической партией;
в случае прекращения гражданства Республики Беларусь;
при совершении действий, дискредитирующих Центральную комиссию.
В случае досрочного прекращения полномочий членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса Центральная комиссия аннулирует выданные им удостоверения.
Полномочия членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются после установления Центральной комиссией итогов выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей.”.
7. Второе предложение названия главы 9 изложить в следующей редакции: “Порядок изменения состава комиссий, организация их работы и полномочия”.
8. Статью 34 изложить в следующей редакции:
“Статья 34. Образование комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата
Комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата, формируемые из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также представителей граждан, выдвинутых в состав комиссии путем подачи заявления, образуются:
областные, Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, областные, Минская городская территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов, областные, Минская городская комиссии по референдуму — президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и   областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9 — 13 членов комиссии; указанные комиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов, за месяц до референдума;
окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, депутатов областных Советов депутатов, территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, — президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9 — 13 членов комиссии не позднее чем за 75 дней до выборов;
районные, городские комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, районные, городские (в городах областного подчинения) территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советов депутатов, районные, городские комиссии по референдуму — президиумами районных, городских Советов депутатов и  районными, городскими исполнительными комитетами, а районные в  городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, по референдуму — президиумами городских Советов депутатов и городскими исполнительными комитетами в составе 9 — 13 членов комиссии; указанные комиссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов, за месяц до референдума;
городские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов городских, поселковых, сельских Советов депутатов, городские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские комиссии по референдуму — городскими, поселковыми, сельскими исполнительными комитетами в составе 7 — 11 членов комиссии не позднее чем за 85 дней до выборов, за месяц до референдума;
окружные комиссии по проведению голосования об отзыве депутата Палаты представителей, депутата областного Совета депутатов — президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и   областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9 — 13 членов комиссии не позднее пяти дней со дня принятия решения о назначении голосования об отзыве депутата;
участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участковые комиссии по референдуму, участковые комиссии по проведению голосования об отзыве депутата — районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением — местными администрациями в составе 5 — 19 членов комиссии не позднее чем соответственно за 45 дней до выборов, за 20 дней до референдума, за 10 дней со дня принятия решения о назначении голосования об отзыве депутата. В  необходимых случаях состав участковой комиссии может быть увеличен или уменьшен. При одновременном проведении выборов разного уровня, выборов и референдума участковые комиссии являются общими по выборам разного уровня, выборам и референдуму.
Органы, образующие комиссию, как правило, не менее одной трети ее состава формируют из представителей политических партий и других общественных объединений. Это положение не применяется при формировании участковых комиссий, образуемых в больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также за пределами Республики Беларусь.
В состав комиссии не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов.
Государственные служащие не могут составлять более одной трети состава комиссии. Это положение не применяется при образовании участковых комиссий за пределами Республики Беларусь.
Совместные решения президиума соответствующего местного Совета депутатов и исполнительного комитета принимаются большинством голосов состава. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей состава президиума местного Совета депутатов и исполнительного комитета. На заседании органов, образующих комиссии, вправе присутствовать представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, которые выдвинули своих представителей в состав комиссии.
Решение органов, образовавших комиссию, может быть обжаловано в трехдневный срок со дня его принятия соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд субъектами, выдвинувшими своих представителей в состав комиссии. Жалоба должна быть подписана соответственно руководителем политической партии (организационной структуры), другого общественного объединения (организационной структуры), руководителем иной организации (структурного подразделения), гражданами, выдвинувшими представителя в состав комиссии путем подачи заявления. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.
Решение об образовании комиссий в семидневный срок со дня его принятия публикуется в печати. Решение об образовании поселковых, сельских территориальных комиссий в тот же срок может быть доведено до сведения граждан иным способом. В решении указываются фамилия, имя, отчество каждого члена комиссии, способ выдвижения в состав комиссии, место нахождения и номера телефонов комиссии.
За пределами Республики Беларусь при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и   республиканского референдума участковые комиссии образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.”.
9. В статье 35:
в части второй:
из абзацев третьего и четвертого слова “, имеющих нижестоящие организационные структуры,” исключить;
из абзаца пятого слова “, имеющих нижестоящие организационные структуры” исключить;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
“собрания расположенных на территории района, города, района в  городе, поселка, сельсовета трудовых коллективов организаций или коллективов их структурных подразделений, насчитывающих не менее 10 работающих, — в соответствующие территориальные, окружные и   участковые комиссии. При выдвижении представителей в состав комиссий от коллективов структурных подразделений организации выдвижение представителей в состав этих комиссий от всего трудового коллектива организации не проводится. Собрание правомочно, если в его работе участвует более половины состава коллектива. Решение собрания трудового коллектива организации принимается большинством голосов его участников. Представители в состав территориальных, окружных и участковых комиссий могут быть выдвинуты от коллективов нескольких структурных подразделений или от нескольких трудовых коллективов организаций и коллективов структурных подразделений с общей численностью работающих не менее 10 человек на их общем собрании. Собрание правомочно, если от каждого такого коллектива присутствует более половины его состава.”;
часть четвертую изложить в следующей редакции:
“Выдвигать своих представителей в состав территориальных, окружных и участковых комиссий имеют право граждане путем подачи заявления. Заявление должно быть подписано не менее 10 гражданами, обладающими избирательным правом и проживающими на соответствующей территории.”;
из части шестой слово “(конференции)” исключить;
часть восьмую исключить.
10. Статью 36 изложить в следующей редакции:
“Статья 36. Порядок изменения состава комиссий
Лицо, входящее в состав комиссии, освобождается от исполнения своих обязанностей в комиссии по личному заявлению, а также в случае отзыва или прекращения полномочий.
Право отзыва принадлежит гражданам или органу, выдвинувшему лицо в состав комиссии. Отзыв лица, входящего в состав комиссии, осуществляется в порядке, установленном для выдвижения.
Полномочия лица, входящего в состав комиссии, прекращаются органами, образовавшими комиссию, при нарушении этим лицом требований настоящего Кодекса или систематическом неисполнении им своих обязанностей. Решение о прекращении полномочий члена комиссии может быть в трехдневный срок обжаловано в районный, городской суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным.
Полномочия лица (лиц), входящего в состав комиссии, прекращаются в случае установления судом нарушения требований настоящего Кодекса при образовании комиссии.
При выбытии лица (лиц) из состава комиссии по указанным в части первой настоящей статьи и иным причинам органы, образовавшие комиссию, вправе обратиться к политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, гражданам с просьбой о выдвижении нового представителя в состав комиссии. Если при выбытии члена (членов) комиссии ее состав остается правомочным, выдвижение нового представителя и изменение состава комиссии могут не проводиться.
Решение об изменении состава комиссии или формировании комиссии в новом составе должно быть принято органами, образующими комиссию, не позднее чем в пятидневный срок со дня выбытия члена (членов) комиссии.
Если при выбытии члена (членов) комиссии по указанным в части первой настоящей статьи и иным причинам комиссия остается в неправомочном составе, полномочия комиссии на период ее формирования осуществляет вышестоящая комиссия.”.
11. В статье 37:
после части второй дополнить статью частью следующего содержания:
“Председателем комиссии не может быть близкий родственник кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, его супруг (супруга), а также лицо, находящееся в непосредственном подчинении у кандидата.”;
части третью — одиннадцатую считать соответственно частями четвертой — двенадцатой;
третье предложение части пятой изложить в следующей редакции: “При равном количестве голосов, поданных “за” и “против”, принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.”;
часть восьмую исключить;
части девятую — двенадцатую считать соответственно частями восьмой — одиннадцатой;
в части девятой слова “производственных или служебных” заменить словами “трудовых (служебных)”.
12. Из пункта 1 части шестой статьи 39 слова “по выборам Президента Республики Беларусь и” и “республиканскому,” исключить.
13. В статье 45:
часть пятую после слова “граждане” дополнить словами “и лица без гражданства”;
часть шестую дополнить вторым предложением следующего содержания: “По взаимной договоренности кандидатов могут проводиться совместные встречи с избирателями.”;
часть седьмую изложить в следующей редакции:
“Местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями определяют помещения для проведения встреч кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты с избирателями, а также для предвыборных собраний, организуемых избирателями. Предоставление иных помещений для указанных целей может осуществляться руководителями организаций по просьбе кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц и избирателей. Помещения предоставляются бесплатно в порядке очередности поступления письменных обращений кандидатов, их доверенных лиц, изби-
рателей.”;
после части седьмой дополнить статью частями следующего содержания:
“Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей вправе за счет средств собственного избирательного фонда арендовать здания и помещения для проведения встреч с избирателями. Здания и помещения для указанных целей предоставляются кандидатам на равных условиях.
Кандидаты в

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter