Валютный контроль в Республике Беларусь до настоящего времени, несмотря на многочисленные попытки со стороны уполномоченных государственных органов его упростить и свести к минимуму, остается одним из наиболее сложных и проблемных направлений в банковской деятельности.
Пристальное внимание государства к сфере обращения валютных ценностей объясняется тем, что утрата контроля над процессами, происходящими на валютном рынке, чревата подрывом экономической безопасности страны.
В сфере валютного контроля можно проследить определенную закономерность – по мере укрепления экономики страны происходит его ослабление и упрощение. Соответственно снижаются и санкции за нарушение обращения валютных ценностей.
В соответствии со ст. 19 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – БК) на банк могут быть возложены контроль за ведением клиентами кассовых операций, а также в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агента валютного контроля.
В этой же статье четко прописано, что не допускается возложение на банки, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, функции контроля за:
– осуществлением клиентами лицензируемых видов деятельности;
– своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также страховых взносов;
– соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и ее размерами;
– соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров.
Национальный банк Республики Беларусь и иные государственные органы не вправе требовать от банков выполнения несвойственных им контрольных и других функций.
В банковской практике ранее нередко возникали вопросы: необходимо ли банку контролировать уплату клиентом налога на прибыль, какая ставка НДС должна быть применена в той или иной ситуации. Ответ на эти вопросы содержится в вышеприведенных нормах ст.19 БК – банк не осуществляет контроль за своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, сборов (пошлин) и иных платежей. Единственное исключение предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь «Об оффшорном сборе» от 12 марта
Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) устанавливает основы валютного регулирования и валютного контроля в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь. Закон определяет значение основных понятий («валютные ценности», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и др.), классифицирует валютные операции на текущие и связанные с движением капитала, затрагивает обязательную продажу иностранной валюты и открытие счетов.
Отдельная глава закона посвящена валютному контролю. В ст. 23 Закона прописаны основные направления валютного контроля:
– определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
– обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
– предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
– проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
– анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
В ст. 26 Закона банки причислены к агентам валютного контроля, подотчетным Национальному банку Республики Беларусь.
Функции банков как агентов валютного контроля содержатся в ст. 27 Закона. Ими являются:
– осуществление контроля за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и ее соответствием требованиям валютного законодательства;
– осуществление контроля за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
– получение документов, объяснений, справок и сведений об осуществлении валютных операций;
– приостановление операций по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;
– осуществление иных функций, предусмотренных законодательством.
Нужно отметить, что функции банков как агентов валютного контроля в Законе сформулированы не совсем корректно, что вызвало массу проблем и вопросов при осуществлении банками контроля за проведением их клиентами валютных операций. Примечательно то, что в Законе функции банков как агентов валютного контроля сформулированы не как обязанности, а как права. Часть 3 ст. 27 Закона гласит: «Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:». Далее перечисляются описанные выше функции. Сам термин «право» с точки зрения общей теории права в субъективном смысле можно рассматривать и как определенную модель поведения, субъективную возможность как реализовать предоставленное право, так и отказаться от него. Означает ли это, что банки вправе отказаться осуществлять функции агентов валютного контроля? Ответ очевиден – конечно же, нет. Прямое подтверждение тому — п. 20 Правил применения Национальным банком мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, утвержденных постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 25 января
Важным событием для банковской системы стало принятие Инструкции N 89. Данный нормативный правовой акт снял многие наболевшие вопросы, которые являлись камнем преткновения во взаимоотношениях банков и клиентов. Появление Инструкции N 89 существенно упростило валютный контроль, осуществляемый банками, и свидетельствует о либерализации валютного контроля в Республике Беларусь.