О том, чему военных может научить ситуация на Ближнем Востоке

Мировое внимание сегодня приковано к конфликту на Ближнем Востоке. К сожалению, пока идут дискуссии на тему «Кто виноват и кому это нужно?», гибнут в том числе ни в чем не повинные люди. Все мы стали свидетелями мгновенной и не поддающейся никакому объяснению эскалации насилия.

Эмоции – удел и уголок не для всех. Военному руководству Беларуси вновь на ходу приходится анализировать новые форматы боевых действий и вносить при необходимости правки в собственную систему безопасности. А тут уже есть над чем задуматься. К примеру, разведка. Разведка, разведка и еще раз разведка – подобный подход без дискретности необходимо культивировать на всех армейских уровнях. Израиль надеялся, что у него разведка № 1 в мире, а ХАМАС знал это. И удвоил усилия по обеспечению скрытности планов и действий. Теперь эксперты застыли в позе вопросительного знака, гадая, как это вообще можно прозевать тщательную подготовку к атаке нескольких тысяч человек. Оказывается, это реальность, и потому в белорусской армии сейчас стремятся утроить возможности разведки. Глаза и уши армии получают новую технику, а беспилотники, наверное, скоро будут на полигонах торчать у бойцов из карманов. Вместе с тем и сами подразделения белорусских Вооруженных Сил учатся работать в скрытном режиме, акцентируя внимание на маскировке, мобильности и использовании закрытых каналов связи.

Резко изменились взгляды специалистов и на, как считалось, самую продвинутую в мире систему ПВО «Железный купол». Аналитики и тут до сих пор пожимают плечами, признавая, что высокие технологии можно переиграть недорогими средствами. Дело в количестве. ХАМАС попросту перегрузил ПВО противника огромным числом дешевых ракет. Что следует понять? На всякую техническую новинку можно найти простое противодействие. Никогда не следует опускать руки. Более того, навороченную технику можно не только в нокдаун отправить, но и захватить. Достаточно вспомнить, как в руках небольших групп ХАМАС оказались передовые танки «Меркава». Между прочим, боевая подготовка в отечественной армии в последнее время все больше заостряется на обучении действовать небольшими подразделениями в автономном режиме. Теперь, думается, этот процесс усилится…

Кстати, уже давно белорусская армия сфокусировалась и на подготовке к противодействию диверсионным формированиям различного масштаба. Батальонные тактические группы, обладающие этими компетенциями, по задаче Президента Александра Лукашенко заблаговременно были выдвинуты к рубежам страны. Умеем же интеллект использовать…  

Хочется сегодня вспомнить и ярых сторонников контрактной армии в Беларуси. Расскажите об этой системе комплектования Израилю… Точно пальцем у виска покрутят. Израиль удивил всю планету, когда поставил за пару дней в строй несколько сотен тысяч солдат. Именно этот момент многие специалисты уже называют переломным в противостоянии. Откуда бы страна взяла сразу столько умеющих обращаться с оружием людей, если бы не сохранила срочную службу? Так что мы при подготовке резерва применяем принцип не только экономически выверенный, но и эффективный в условиях современных противостояний (что доказывает и конфликт в Украине).

Однако доминирующая особенность нынешнего конфликта – это, пожалуй, тотальная неопределенность вследствие бесконечного множества неизвестных. Кто за кого и как вступится или неожиданно проявит нейтралитет, есть ли держава, способная усадить стороны за стол переговоров, да и готовы ли обе стороны к конструктивному диалогу… И все эти вопросы и нюансы нашим военным предстоит просчитать сейчас, проецируя, конечно, на Восточно-Европейский регион… И потому движущей силой мира для нас остается непрерывное укрепление обороны.

Константин Гагарин, военный обозреватель.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter