В Минобразования обсуждают, как подходить к абитуриенту более индивидуально

О тестах спорят

В статье "Тест нуждается в доказательствах" (номер за 10 ноября) доктора наук, много лет отдавшие среднему и высшему образованию, Виктор Корзюк, Николай Юрчук и Олег Мельников на примере царицы наук, математики, подняли вопрос о несовершенстве ЦТ как объективной оценки знаний. Первый их главный тезис: тестирование в нынешнем виде нацелено скорее не на решение задачи и обоснование ответа, а на его отгадывание, отсюда общее падение уровня знаний и умений у абитуриентов. Второй: ЦТ требует от государства больших расходов. Третий: во всяком случае, его можно усовершенствовать, введя в каждом вузе устный или письменный экзамен по главному, профильному, предмету, оставив тестирование для остальных дисциплин. А чтобы исключить коррупцию, вести видеозапись устных экзаменов с нескольких точек.


Свой взгляд на проблему "СБ" высказал первый заместитель министра образования Вадим Богуш, напомнив, что ЦТ проводится с 2001 года и за это время не было выявлено ни одного коррупционного случая: "Варианты тестов содержат от 30 до 60 заданий, различных по контролируемым элементам, форме и уровню сложности, которые ежегодно изменяются не только при проведении ЦТ, но и на каждом этапе репетиционного тестирования. Абитуриент может успешно выполнять тест только при полном усвоении всех разделов учебной программы... Меры, предлагаемые авторами статьи в качестве пресечения коррупционных проявлений в ходе вступительной кампании - видеозапись, привлечение преподавательского корпуса в летний (единственно возможный отпускной) период для проверки работ в качестве сторонних экспертов, - приведут к затягиванию сроков кампании, а главное, к огромным финансовым затратам. В 2016 году более 98 тысяч абитуриентов участвовали в ЦТ, было сдано около 260 тысяч тестов по 15 учебным предметам. Нетрудно подсчитать, сколько необходимо привлечь специалистов, чтобы разработать многовариантные задания, принять экзамены, отработать в качестве экспертов при проверке, апелляциях. Не говоря уже о приобретении видеокамер и привлечении технического персонала..." С точки зрения Минобразования, ЦТ, наоборот, позволило сэкономить бюджетные средства благодаря централизации подготовки экзаменационных материалов, автоматизированной обработке бланков ответов, сокращению составов приемных комиссий и времени их работы. Стоимость же изготовления промышленным способом бланка ответов ЦТ сравнима с ценой обычного листа офсетной бумаги формата А4.

Что же касается собственно тестов по математике, на недостатки которых указали доктора наук, то Вадим Богуш парировал: "На ЦТ 2016 года из 30 заданий теста 10 контролировали усвоение курса 10 - 11-х классов. При подготовке к ЦТ-2017 эта пропорция будет пересмотрена... Материалы ЦТ содержат задания закрытого типа (часть "А") с выбором правильного ответа из нескольких предложенных и открытого типа (часть "В") с самостоятельным формулированием ответа. Задания закрытого типа соответствуют первому, второму или третьему уровню сложности. Таких заданий каждый год в части "А" по предмету математика 18. Из них всего два первого уровня сложности на узнавание и 8 второго уровня сложности... Больше всего в материалах тестирования заданий третьего уровня сложности, из которых два находятся в части "В". Это задания на описание математических объектов и связей между ними с элементами обоснования или доказательства, решение практико-ориентированных и типовых задач по известному алгоритму, проверку результатов решения с использованием изученных методов. "Отгадать" ответ, набрав необходимую для поступления в вуз сумму баллов, при нынешней усовершенствованной разработке материалов ЦТ невозможно".

Вадим Богуш заверил редакцию, что тема совершенствования вступительных испытаний находится под постоянным контролем министерства. Проведено два рабочих совещания, на которых поднимались вопросы в том числе о "весе" среднего балла аттестата в общей сумме проходных баллов, возможности введения части "С", которая бы предусматривала индивидуальный подход к абитуриенту, разработке программ вступительных испытаний, соответствующих введенной с 2015 года в школах профилизации.

От редакции. В октябре Президент поручил за зиму улучшить систему отбора в вузы со словами: "Тесты - это хорошая вещь. Но в самом процессе тестирования мы не видим человека, и здесь надо что-то предпринимать". С тех пор "СБ" получила немало предложений как от не имеющих непосредственного отношения к сфере образования, но неравнодушных читателей, так и от учителей, преподавателей вузов, докторов наук. Хотелось бы, чтобы к ним, практикам и людям, болеющим за общее дело, прислушались, разрабатывая новые правила вступительной кампании и намечая стратегию на будущее. Ведь, с одной стороны, идеального образца нет нигде в мире, автоматически перенести чужой опыт не получится, но с другой - именно в дискуссиях может родиться истина.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

Советская Белоруссия № 250 (25132). Среда, 28 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter