О тех, кто решает все

Молодые специалисты осваиваются на рабочих местах

Молодые специалисты осваиваются на рабочих местах


Август — время, когда выпускники вузов приступают к работе по распределению. Решат ли вновь прибывшие дипломированные специалисты проблему нехватки кадров?


Елену Григоревич ждали в Буда–Кошелевском районе: молодых энергичных специалистов в районах и на селе много не бывает. Рассчитывали, что выпускница Минского государственного лингвистического университета научит детишек как следует и «спикать», и «шпрэхать». Увы, лингвист в родном районе, который, кстати, отправлял ее на обучение по целевому направлению, так и не появился. Пришлось искать замену несознательной землячке. А поисками ее самой занялся университет.


— Именно вуз в случае неявки дипломированного специалиста по распределению должен его разыскать, напомнить о необходимости выйти на работу или добровольно возместить стоимость обучения, — знакомит с правовыми нюансами проблемы начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Валерий Иванов. — Если консенсус все же не достигнут, учебное заведение обращается в прокуратуру, и мы подаем в суд иск «О возмещении расходов на обучение».


В случае с Еленой именно так события и развивались. На письма университета с просьбой вернуть должок девушка не откликалась. И ее дальнейшей судьбой занялась прокуратура.


— Она должна была вернуть более 16 миллионов рублей, — уточнила некоторые подробности помощник прокурора Первомайского района Минска Мария Гребенко. — Мы предъявили в суд исковое заявление. На предварительном судебном заседании ответчик иск не признала, но до рассмотрения по существу заявленных требований дело так и не дошло: должница все же нашла, как вернуть государству деньги.


У подобных историй случается и другое продолжение, когда, например, ответчик не идет на мировую и суд своим решением обязывает его возместить необходимую сумму. После вступления вердикта суда в законную силу у должника есть еще 7 дней, чтобы все же добровольно расплатиться. В противном случае домой к неплательщику приходит судебный исполнитель и описывает все имущество. Если человек работает, то из зарплаты может быть удержана энная сумма в счет погашения долга. Бывает и так, что парень или девушка совсем в жизни не устроены: ни имущества, ни работы (иногда молодежь специально идет на такие «хитрости»). Тот же судебный исполнитель, что называется, держит руку на пульсе и регулярно наведывается в гости в ожидании лучших времен своего «подопечного».


Если еще 5 лет назад многие студенты относились к распределению как к необязательной формальности и частенько не являлись к месту работы, то сейчас ситуация иная. Мои собеседники, работники различных вузов и средних специальных учебных заведений, уточнили, что как раз после принятия соответствующих нормативных документов и жестких судебных решений (только по Брестской области в прошлом году в бюджет было возвращено более 315 миллионов) выпускники стали куда меньше увиливать от предлагаемой им государством работы.


— В этом году распределение получил 701 человек, — рассказал ректор Белорусского государственного медицинского университета Павел Беспальчук. — Около 95 процентов их уже приступили к работе.


На сельскохозяйственные предприятия Витебской области в прошлом году не доехало 3 процента молодых специалистов. В этом сюда направлено 233 человека из четырех аграрных вузов страны. Как рассказали в областном комитете сельского хозяйства и продовольствия, три агронома из Гродненского государственного аграрного университета уже трудятся больше месяца. В сентябре ожидается пополнение ветеринаров из Витебска.


— В прошлом году из 340 наших выпускников лишь трое не приехали к месту распределения, — уточнили в отделе кадров Витебской государственной академии ветеринарии. — В этом году мы выпустили 437 молодых специалистов, из которых 374 получили на руки направление на работу. Надеемся осенью со всех трудовых мест получить «корешки», подтверждающие их прибытие.


В отделе образования Буда–Кошелевского райисполкома, куда в свое время не доехала Елена, как и везде, с нетерпением ожидают «урожай» этого года. «Мы подали 72 заявки, а пока пришло только 46 уведомлений о скором приезде молодых специалистов, — сокрушаются специалисты отдела. — Не хватает учителей биологии, химии, математики». А больше всего там, впрочем, как и во многих других районных центрах, не хватает работников в сельском хозяйстве и медицине.


Словом, проблема дефицита кадров по–прежнему актуальна. А значит, актуальны и вопросы: почему с каждым годом все больше тех, кто добровольно, чуть ли не сразу после получения диплома возмещает государству потраченные на его обучение деньги, чтобы иметь право найти работу самостоятельно? Почему многие молодые специалисты, отработав по распределению, на более длительный срок не задерживаются? И думается, пора не только на них ответить, но и решать существующие проблемы.


Справка «СБ»


Уважительная причина для неявки по месту распределения — болезнь, армия, перераспределение. В случае, когда меняется семейное положение молодого специалиста (женитьба, замужество, рождение ребенка), ему предлагают работу в той же сфере, но по месту жительства второй половины.


Кстати


В средних специальных заведениях в зависимости от профиля на обучение специалиста тратится 7 — 9 миллионов рублей. А чтобы подготовить профессионала в вузе, порой требуется около 30 миллионов.

 

На снимке: ежегодно на Белорусский металлургический завод приходят работать по направлению молодые специалисты, выпускники различных вузов. В нынешнем году их прибыло более пятидесяти. Ирина Сяськова — недавняя выпускница вуза, а ныне мастер ОТК крупнейшего металлургического предприятия страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter