О тех, кто провалился под лед

Наверное, каждый хоккейный болельщик знает, что он будет делать в мае 2014 года...

Наверное, каждый хоккейный болельщик знает, что он будет делать в мае 2014 года. Ну конечно — болеть за родную сборную на домашнем чемпионате мира. А если я вас спрошу: что вы делали в апреле 2004–го? Думаю, не всякий вспомнит, что в это время в Минске проходил юношеский чемпионат мира среди игроков не старше 18 лет в группе «А». Эти почти 10 лет, которые пронеслись галопом, навели на определенные размышления. Ведь, если следовать логике, именно тем ребятам, которые выходили на лед в майке сборной Беларуси в 2004–м, предстоит в расцвете своих лет защищать честь команды на мировом форуме–2014. Однако, перевернув страницы истории, пришлось ужаснуться расточительности: из тех юношей во взрослом хоккее нашли себя лишь единицы.


Наша национальная сборная испытывает чудовищный дефицит притока свежей крови. Эта проблема преследует нас не одно десятилетие, и именно поэтому мы сегодня имеем столь бледный вид, сдавая постепенно позиции и датчанам, и норвежцам. Тут дело не в тренерах главной сборной — сколько ни меняй лошадей, они не потащат быстрее телегу, у которой нет колес. Проанализировав ситуацию чемпионата мира–2004, становится понятно: это удручающий пример холостого хода всей системы детско–юношеского хоккея в стране, которая до сих пор так и не выстроена.


Для начала напомним, что в 2004–м белорусская сборная, выиграв только у норвежцев с результатом 4:3 в последней встрече, а до этого уступив поочередно командам Дании (1:4), Канады (2:7), Швеции (0:4) и Финляндии (2:5), покинула группу сильнейших. Судьба золотых медалей решалась в противостоянии американцев и россиян. Выиграла сборная России, в составе которой заглавные роли играли Евгений Малкин, Александр Радулов, Алексей Емелин, Николай Кулемин и вратарь Антон Худобин. Любопытно, что лучший бомбардир чемпионата Роман Волошенко (он, между прочим, родился в Бресте) с большой орбиты сошел, несмотря на то, что считался восходящей звездой очень приличного калибра. Он пытался закрепиться в НХЛ, но там себя не нашел, вернулся в Россию, но и здесь самомнение парня оказалось выше желания трудиться. Сегодня Волошенко один из тысячи незаметных хоккеистов ВХЛ и входит в историю не мирового хоккея, а клуба «Кубань», став автором первой шайбы краснодарцев в высшей хоккейной лиге.


В расширенный список кандидатов на участие в минском чемпионате мира в составе сборной России входил и нападающий Андрей Степанов, однако в окончательную заявку в 2004–м он не попал. Теперь играет за сборную Беларуси.


А что же наши? Давайте проследим судьбу каждого.


Вратари


Игорь Брикун. Играет в «Немане».


Дмитрий Мильчаков. Играет за «Металлург», привлекается в сборную.


Защитники


Сергей Колосов. В 2004–м был задрафтован под 151–м номером клубом «Детройт Ред Уингз». Играл в низших лигах США. Участник чемпионатов мира–2008, —2010 и Олимпиады–2010. Выступает за «Неман».


Евгений Горанин. Поиграл практически во всех белорусских командах, нигде долго не задерживаясь. С июня 2011 года — в «Шахтере».


Андрей Прокопчик. Выступает за «Лиду».


Алексей Шагов. Уехал искать счастья в донецкий «Донбасс», но в основной состав команды Юлиуса Шуплера не пробился и был отправлен в «Донбасс–2». В одном из матчей, будучи недовольным решением арбитра, Шагов замахнулся на него клюшкой, имитируя попытку ударить. Получил дисквалификацию на 10 матчей.


Вадим Сушко. Выступает за «Шахтер».


Павел Бадыль. Играет за «Атлант». Но не в КХЛ, а в любительском чемпионате Минска.


Александр Сырей. Играет в ВХЛ за ангарский «Ермак».


Павел Черноок. Выступает в «Динамо», привлекается в сборную страны.


Нападающие


Дмитрий Панцырев. Выступает в «Немане».


Сергей Костицын. Единственный игрок в команде, который сумел сделать себе имя и сегодня в представлениях не нуждается.


Иван Мядель. Играет за «Неман».


Роман Блох. Нападающий «Динамо» из Харькова.


Сергей Рыльков. Играет в НХЛ — в ночной хоккейной лиге. Его команда — «МИФ».


Евгений Жилинский. Выступает за «Брест».


Александр Бурмистренок. В любительском чемпионате Минска играет за «Спорт люкс».


Виталий Лабенок. В 2008–м играл за «Химик–СКА–2», с тех пор в протоколах не значится.


Артур Терешко. Последнее упоминание в прессе о нем было датировано декабрем 2010–го. «Наставник «Шинника» Юрий Файков после поражения от «Металлурга» раскритиковал игроков и крайне недоволен остался действиями Терешко, который весь сезон играет с показателем 0+0».


Александр Щурко. Выступает в «Шахтере».


Дмитрий Стелькин. В 2008–м выступал в ХК «Брест–2». С тех пор в протоколах не значится.


Сергей Яновский. Выступает за «Юность». Любопытно одно из недавних высказываний о форварде главного тренера клуба Михаила Захарова, который объяснил, почему Яновский не выходит на лед: «У него шесть лишних килограммов, пусть сгоняет. Я обалдел, когда увидел: в наше время было ежемесячное взвешивание, но такого мы себе не позволяли. Пусть идет в борьбу».


Вот такую безрадостную картину рисует нам протокол чемпионата мира–2004. Понятно, что далеко не все хоккеисты безболезненно переходят из юношеского во взрослый спорт, но, не имея такого количественного вала игроков, как в России, Канаде или США, нам за свои лучшие силы следовало бы держаться куда более крепко.


Любопытно, что у сборной Дании, к примеру, которая станет нашим основным соперником за право выступить на Олимпиаде в Сочи, практически никто из состава–2004 не потерялся и не сошел с дистанции. Петер Регин выступает в НХЛ за «Оттаву Сенаторс», Янник Хансен играет в «Ванкувер Кэнакс», Мортен Мадсен — за шведский «МоДо», Майкл Эскесен и другие играют в датском первенстве, но при этом регулярно призываются в ряды национальной команды.


Ставший в Минске в 2004–м серебряным призером американец Фил Кессел получил медаль такого же достоинства и на Олимпиаде–2010 в Ванкувере. Помимо него, участниками Игр были американец Джек Джонсон, норвежцы Кристан Форсберг и Маттиас Олимб, словак Анжей Секера, чехи Роман Полак и Давид Крейчи... Финн Лаури Корпикоски играет в «Финиксе», Петтери Нокелайнен является чемпионом мира–2011 и выступает за «Монреаль». Лаури Туконен был нападающим «Тампы–Бэй», а теперь играет за родной «Лукко». Играют в НХЛ чехи, словаки, шведы... Дерутся, прорываются сквозь строй таких же рьяных, как они, таланты из Канады и США... А у нас в сборной — сплошной недобор.


Любопытно


После юношеского чемпионата мира–2004 фактурный форвард сборной Словакии Ладислав Щурко был задрафтован энхаэловской «Филадельфией». Но, пробыв в Северной Америке два года и не пробившись в состав «летчиков», Щурко вернулся на родину. И уже через два сезона не только пополнил коллекцию золотом национального первенства, но и получил приглашение в сборную Словакии. Вот только дебютировать на взрослом чемпионате мира Ладиславу не удалось. В декабре 2008 года словацкая полиция нашла в лесу недалеко от Кошице труп хоккейного арбитра Марека Липтая, на теле которого было обнаружено 14 ножевых ранений. Рядом находились две sim–карты для мобильного телефона. Установить личность убитого местным полицейским удалось лишь через несколько месяцев, воспользовавшись медицинской картой стоматолога. Вот тогда–то словацкие правоохранительные органы и принялись отрабатывать различные версии преступления и вскоре отмели все, кроме одной. А именно той, в которой фигурировал Ладислав Щурко. Хоккеист отпирался недолго и во всем сознался уже на второй день допросов. По признанию игрока, Липтай поселился у него дома, утверждая, что болен раком. Узнав, что арбитр лжет, хоккеист попытался выставить его за дверь, и когда словесных аргументов оказалось недостаточно, в дело пошел кухонный нож. Суд приговорил Щурко к восьми годам лишения свободы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter