О стабильности и современном мироустройстве

Говоря о том, что многополярный мир – это залог стабильности, часто упускают из вида два обстоятельства. Во-первых, то, что мир уже реально многополярен, а следовательно, в нем нужно действовать в рамках соответствующей этому факту стратегии...

Говоря о том, что многополярный мир – это залог стабильности, часто упускают из вида два обстоятельства. Во-первых, то, что мир уже реально многополярен, а следовательно, в нем нужно действовать в рамках соответствующей этому факту стратегии. Во-вторых, достижение равновесия в таком мире гораздо более сложно, чем, скажем, в биполярном. Тем более в эпоху стратегической нестабильности, когда преобладают энтропийные, хаотичные тенденции. Все новые и новые субъекты претендуют на рычаги управления мировыми процессами. Тем самым обостряя конкуренцию в эпоху дефицита сырьевых ресурсов. Мир стоит на пороге глобальных потрясений. О каком-либо паритетном равновесии приходится только мечтать. Все институты международного урегулирования трещат по швам, и на первый план, как и прежде, выходят силовые аргументы. 

По привычке критикуя Америку как наиболее активного глобального игрока, многие политологи выпускают из вида других участников этой «большой шахматной игры». Такие субъекты могут возникнуть «неожиданно», как айсберг перед «Титаником». Давно ли в СМИ была развернута дискуссия о возможности образования исламистского халифата по планам «Аль-Кайды»? А ведь большинство участников этой дискуссии склонялось к его невозможности. В то время как самопровозглашенный еще в прошлом году на территории Пакистана некий Вазиристан будоражит умы правоверных, что выражается в известных волнениях в этом регионе. Заявленному субъекту, в сущности, наплевать на то, что о нем думает мировое сообщество. Он способен втягивать в зону своего влияния все новые территории и даже размножаться, как тот же Вазиристан, в который слетаются радикальные моджахеды со всего мира. Что это, если не попытка, прообраз будущего халифата? Разумеется, там действуют не нормы мессианской западной демократии, а претендующие на такое же мессианство законы шариата, со всей вытекающей отсюда азиатской пока еще экзотикой. И это только начало. Проба сил. Очередной этап реализации далеко идущих планов. 

В определенном смысле даже причина столь бурно критикуемой изощренной международной активности США заключается, конечно же, не столько в плохом характере Дж.Буша и его команды, сколько в  проблеме глобального выживания во все менее предсказуемом мире. 

Когда угроза неминуемого дефолта и краха всей кредитно-финансовой системы USD дышит в затылок, а государства Европы, Юго-Восточной Азии и других регионов стремятся выйти из долларовой зоны, тут уж не до сантиментов. 

Попытка взять на себя глобальную ответственность за судьбы мира (разумеется, в своем архитектурном вестернизированном исполнении) на глазах терпит крах. И не в последнюю очередь из-за естественного предела разбухания кредитно-финансовой системы на основе электронно-бумажного доллара США. По некоторым данным, задолженность Федерального резерва перед гражданами и миром составляет уже 400 % ВВП США (в абсолютном выражении — 53 триллиона USD на 2006 год). Доверие к доллару рухнуло. Но вряд ли это может быть причиной для радости. Ведь многие страны (в том числе и Россия) в случае краха доллара потеряют значительный процент своих золотовалютных накоплений. И, кроме того, для мира после тяжелейших испытаний, последующих за этим, найдется новый «архитектор» со своей мессианской сверхзадачей. Будет ли он более гуманен и менее тотален? Едва ли. По крайней мере, из числа тех, кто к этому времени сможет претендовать на миссию глобального кормчего. 

Чтобы удержать мировую кредитную систему от дальнейшего раскручивания «вразнос», к чему подталкивают перемещаемые по миру ничем не обеспеченные купюры, необходимо обнуление виртуальных долларов и обозначаемого ими несуществующего условного богатства. Такие действия можно оправдать только глобальной катастрофой, чтобы хоть как-то оправдаться перед обманутыми вкладчиками. Ведь как только центр глобальной политики, олицетворяемый США, ставится под сомнение, под сомнение будет поставлена и целесообразность поддержания за счет остального мира огромных его долгов и виртуальных денег. 

«Войны все спишут» — ничего лучшего администрация США придумать не может. Все союзники, почти весь мир, финансируют милитаристские инициативы Вашингтона. Узлы противоречий, грани противостояния, ось зла и страны-изгои уже намечены. Новые эвфемизмы придуманы. Остается, чтобы этот глобальный проект поддержали союзники и сочувствующие. 

Базовые европейские страны мечтали бы оказаться вне грядущих схваток, отделавшись общими знаками лояльности. Не желает быть вовлеченной в этот сценарий и Россия (причем на любой стороне). Она, как и многие другие страны, отнюдь не заинтересована в скорейшем крахе доллара и обвале всей мировой кредитной системы (пока просто не готова к такому событию). Несмотря на активную работу США в зоне постсоветского пространства, слишком ощутимой пользы от нее пока не предвидится (она требует огромных затрат). Россия, пытаясь выиграть время, терпела все это. Однако предел допустимых действий Вашингтону уже обозначен. Одно дело — декларативная поддержка в «борьбе с терроризмом» и даже размещение стабилизационного фонда, и совсем другое – явная уступка своих стратегических региональных интересов. Москва не хочет быть разменной монетой, а тем более боевым авангардом Вашингтона. Если уж за океаном идут разговоры о необходимости создания нового трансатлантического альянса, значит, не все страны НАТО готовы выполнять эту функцию в новых условиях. 

Америку раздражают самостоятельная политика России и попытка установить особые отношения с Германией, Италией, Францией. Пока Вашингтон, имея десятки зарубежных военных баз, разбирался с Грузией да Украиной, пытаясь взять под контроль важные территории постсоветского пространства, Москва небезуспешно включила в зону своих интересов страны Центральной Европы. Отсюда попытка США кнутом и пряником обуздать Россию, подчинить своему глобальному проекту. Давление на Москву, с попыткой вовлечь в него и своих европейских союзников, идет, как известно, по многим болевым точкам. Это и проблема размещения ПРО в Европе, Косово, работа в направлении тех же Грузии, Украины и Азербайджана, попытки создания альтернативного, независимого от России снабжения Европы энергоносителями (конечно, под контролем США), противодействие экспансии российского бизнеса, торговля вступлением в ВТО и т.п. 

Западноевропейские страны ведут свою линию таким образом, чтобы, используя сырьевую базу России, не противостоять политически ни России, ни США. Москва же в борьбе за сферы своего влияния остро нуждается в надежных союзниках на Западе и Востоке. 

Все желали бы избежать участия в неизбежной грядущей схватке, от которой выиграют разве что Китай, мировая финансовая олигархия и те, кто сумеет ее избежать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter