О спорт, ты… что?

Мировая олимпийская арена превратилась в место сведения политических счетов
На войне как на войне

Когда федеральный суд Швейцарии пару дней назад отклонил очередную апелляцию Елены Исинбаевой и Сергея Шубенкова и перед ними теперь уже окончательно, на амбарный замок захлопнулась дверь в Рио-де-Жанейро, моя жена вздохнула сочувственно и пошутила: «Теперь им надо подавать апелляцию на самый-самый верх – в канцелярию Господа Бога. На Земле справедливого суда не осталось».



Однажды один совсем неглупый человек, жаль, не помню его фамилии, сказал, что современный спорт – это цивилизованный эквивалент войны.

Эквивалент ли? К счастью, пока еще да. Но уже не слишком цивилизованный.

История со сборной России, едва не оставшейся в полном составе за бортом Игр в Рио, тому доказательство.

Сборная Беларуси также недосчиталась в своих олимпийских рядах сразу нескольких именитых спортсменов. Так, без внятного объяснения причин, от Олимпиады отстранили всю белорусскую мужскую сборную по гребле на байдарках и каноэ. В их числе оказались и олимпийские чемпионы братья Андрей и Александр Богдановичи, которые, попади они в Рио, стали бы фаворитами в борьбе за медали.

Таблетку хлоп – и в дамки

Сыр-бор разгорелся из-за злосчастного доклада комиссии Макларена. Замечательный доклад, уникальный – ни одного внятного доказательства. Только предположения, которым в юридической практике грош цена. Но именно этот доклад был использован в качестве наконечника копья, которым попытались добить российскую сборную.

А чуть раньше было еще скандальное интервью американским СМИ бывшего начальника нашей антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, сбежавшего в США. В нем он рассказывал о своем хитроумном методе, который якобы использовал, пичкая спортсменов допингом. Оказывается, чудодейственные препараты он заставлял их принимать не просто так, а запивая алкоголем. Причем мужчинам  рекомендовался виски, женщинам – мартини. Водка с пивом – слишком вульгарно, домохозяйки не поймут и сморщат носик. Виски и мартини – самое оно. Таблетку под язык, стопарик хлоп – и в дамки.

Смешно, не правда ли? Но штука в том, подозреваю, что версия под градусом идеально ложится в систему массовых стереотипов, судя по которым русские бухают абсолютно все. В американских фильмах даже наши космонавты на орбите рассекают пьяными. Плывут, покачиваясь в невесомости, по лабиринтам космической станции, сшибая головой углы.

Дешево, надежно и практично

На самом деле, если разобраться, все элементарно просто. Необходим был информационный удар массового поражения. Примитивный, как дубина. Никаких научных заумностей. Чтобы «пробить» и склеротичного пенсионера, и подростка с незаконченным средним образованием.

– Лелик, это же не эстетично.

– Зато дешево, надежно и практично.

Примерно так.

Всему миру пытаются вбить простой, как валенок, но очень вредный по своим последствиям постулат: мол, весь российский спорт тотально и очень давно поражен насквозь допингом.

Позвольте контраргумент. Допинг, уж коль на то пошло, в больших регулярных количествах штука вредная. Увлечение им бесследно для здоровья не проходит. Возможен, утверждают врачи, даже летальный исход. Но почему-то не вспоминается, чтобы наши олимпийские звезды даже в прежние времена уходили из жизни в расцвете сил. Пьянство и автомобильные катастрофы не в счет. Это у нас. У них – такое случалось и случается. Хрестоматийный пример – американская бегунья Флоренс Гриффит-Джойнер. На Играх в Сеуле в 1988 году она выиграла аж три золотые медали – на 100- и 200-метровке и в эстафете 4х100. Но затем подозрительно быстро оставила большой спорт. А в 38 лет умерла. От сердечного приступа – такова официальная версия, которую многие и в самих США ставят под сомнение.

Перепутали мух и котлеты

В нашей истории самое мерзкое, что нынешний предолимпийский накат на Россию пошел с подачи своих же – бегуньи Юлии Степановой и ее мужа, бывшего сотрудника антидопинговой лаборатории. Именно их скандальные откровения легли в основу такого же скандального киносериала немца Хайо Зеппельта, с которого, собственно, и началась нынешняя заваруха. Беглянку Степанову немного даже жаль. Чисто по-человечески, абстрагируясь от того, что она совершила. Жаль, потому что она отделила свою судьбу от судьбы своей Родины. И, по сути дела, предала своих коллег-девчонок, абсолютно чистых, с которыми вчера еще ела из одного котла.

А Зеппельт тем временем не унимается. Теперь он заявляет о возможном отстранении всей российской сборной уже от зимней Олимпиады в Пхенчхане в 2018 году. По его словам, на этом же настаивают антидопинговые агентства Германии и Австрии. А значит, есть вероятность, что бразильские страдания – не последние для российского спорта. И последует продолжение. Не хотелось бы, говоря откровенно.

«О спорт, ты мир!» – провозгласил когда-то основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен. Заповедь великого француза более века служила путеводной звездой для мирового спорта. Только чистые состязания, никакой политики. Даже во времена Вьетнамской войны, проклятой в самих США, никто не заикался о каком-то бойкоте американских спортсменов. Политика – отдельно. Спорт – отдельно. Теперь же все перемешалось. И России откровенно мстят, превратив олимпийскую арену в место сведения политических счетов. «О спорт, ты что теперь?»

Ответа нет.

Борис ОРЕХОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter