Подписан Закон "О погребении и похоронном деле": разберемся в нововведениях

О скорбном и неизбежном

Тема сегодняшней беседы крайне деликатная: похороны близкого человека. Большинство людей не готовятся к скорбному событию заранее. Увы, рано или поздно это случается. Одни теряют родного человека в силу естественного хода вещей, преклонного возраста, другие — по причинам случайным и оттого еще более трагическим: болезнь, преступление, авария на дороге. И когда это происходит, близкие и родные люди, несмотря на горе, вынуждены действовать быстро. Им, как правило, помогают знакомые, друзья, коллеги. Но есть еще одна сторона, на помощь которой граждане нашей страны вправе рассчитывать в скорбный час: это государство. Президент подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле». Краткий пресс–релиз с перечнем основных положений документа был опубликован на сайте «СБ» 22 января. Сегодня об особенностях закона мы беседуем с заместителем министра жилищно–коммунального хозяйства Анатолием ШАГУНОМ.

— Анатолий Васильевич, обычно обществу заранее известно о подготовке социально значимых законопроектов. Данный закон, как представляется, был принят как–то незаметно. В чем причина?

— Закон в действующей редакции принят еще в 2001 году. С тех пор претерпели изменения многие нормативно–правовые акты, поэтому в соответствие с ними потребовалось привести и Закон «О погребении и похоронном деле». Это фактически закон прямого действия, без отсылок на подзаконные акты и какие–либо иные нормативные документы — Правительства, министерств, облисполкомов... За минувшие годы наработана большая практика по ряду вопросов, которые в законе не были отражены. Пришло время их в закон включить. К примеру, порядок выплаты пособий на погребение был установлен Советом Министров. Он действует, никаких проблем с его применением не возникало — поэтому и включен в закон как норма прямого действия. Это касается и норм по содержанию кладбищ, которые были прописаны в правилах содержания мест погребения, совместно утвержденных Минжилкомхозом и Минздравом. Закон был принят в плановом порядке, иных причин нет.

— Поясните, пожалуйста, важную для понимания формулировку: «Закон также определяет случаи получения либо резервирования (увеличения бесплатно предоставленного земельного участка на кладбище) участков для захоронения за плату, осуществляемую разовым платежом...»

— В закон 2001 года впервые была введена норма, которая гарантировала человеку, взявшему на себя организацию погребения, безвозмездное предоставление земельного участка в размере двухместного захоронения. Смысл, надеюсь, понятен. Предполагается возможность подзахоронения умерших впоследствии близких родственников: супруга, кого–либо из родителей, детей, внуков... В новой редакции четко оговорены случаи, где, когда и как двухместное захоронение предоставляется бесплатно. Их четыре. Умершего можно похоронить на родине; по последнему месту жительства, где человек был зарегистрирован; по месту захоронения рядом с ранее умершим супругом, супругой или близкими родственниками; по месту проживания лица, взявшего на себя организацию погребения. Если по желанию родственников или по волеизъявлению умершего для захоронения выбрано иное место — оно может предоставляться за плату.

Закон устанавливает минимальные размеры бесплатно предоставляемых участков: не менее 2,3 метра в длину и 2,0 метра в ширину для двухместного захоронения, 2,3 метра в длину и 1,4 метра в ширину — для одноместного.

На кладбищах могут создаваться и участки для обустройства семейных захоронений — это когда рядом с безвозмездно предоставленным участком резервируются дополнительные места для погребения родственников. Резервирование может осуществляться за плату, вносимую разовым платежом. Сложившаяся практика такова, что примерно в половине районов страны участки резервируются — в дополнение к предоставляемым безвозмездно — на платной основе, чтобы компенсировать часть расходов бюджета на создание новых кладбищ. На сельских кладбищах участки резервируют, как правило, бесплатно. В любом случае вопрос о порядке резервирования участков и размере платы будет решать местный орган власти.

— Кто может получить пособие на погребение?

— Подчеркну: пособие выплачивается любому человеку, взявшему на себя организацию погребения. Обычно это родственник, но может быть и сосед, коллега, знакомый и вообще чужой человек — если это не противоречит воле умершего.

Кроме выплаты пособия, закон гарантирует ему предоставление участка для захоронения, исполнения процедур по оформлению документов, бесплатное хранение тела умершего в морге.

Но человек может и не получать пособия. В этом случае государство гарантирует ему оказание услуг по погребению. Это предоставление и доставка гроба, креста или тумбы, таблички с надписью, дальнейшую перевозку тела умершего на кладбище, копку могилы и само захоронение... Это так называемый гарантированный перечень услуг.

— Бесплатных?

— Да. Если ты не получил пособия — все эти действия обязана взять на себя специализированная организация. Такие создаются местными органами власти в каждом районе. Как правило, это организация ЖКХ. Ее затраты возмещаются из определенных законом источников.

Замечу, что эта норма есть и в действующем законе, и большинство предпочитает именно пособие. Его размер теперь тоже четко определяет закон: средняя заработная плата работников в стране за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти. К примеру, по данным Белстата, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в ноябре 2014 года составила 6 194 398 рублей.

— А если окажется, что реальная стоимость погребения существенно превысит размер полученного пособия?

— Чтобы этого не происходило, гарантированные услуги по погребению оказываются по ценам и тарифам, которые устанавливают облисполкомы и Минский горисполком. Так требует закон. Именно для того, чтобы суммарно стоимость погребения по этим ценам и тарифам не превышала размер пособия.

— А если работник специализированного предприятия потребует доплаты, скажем, за погрузку гроба, перевозку покойного или рытье могилы, это будет незаконно?

— Именно так. Государство регулирует эту деликатную сферу таким образом, чтобы каждый умерший нашел место для упокоения и чтобы процедура погребения даже для людей со скромным достатком не была материально обременительной. Понятно, надеюсь, что гарантированный перечень ритуальных работ и услуг предполагает, так сказать, их бюджетный вариант. Но каждый вправе заказать и более дорогие варианты — в силу своих намерений и обеспеченности.

— Сколько в стране крематориев?

— Один, в Минске. Для нашей страны этого достаточно, к нам даже из ближнего зарубежья привозят умерших на кремацию. Колумбарные стенки сооружены главным образом на минских кладбищах. Имеются также углубления в земле, так называемые «стаканы», в которые можно урны с прахом захоронить. Многие предпочитают захоранивать урны в имеющиеся могилы родственников. В этом смысле никаких ограничений по срокам нет.

— Поясните, пожалуйста, термин «надмогильное сооружение», размер которого не должен превышать размеры выделенного участка? Такие прецеденты есть?

— Бывают, увы, случаи «самозахвата». На деревенских кладбищах, где земли хватает, он обычно не имеет резонанса. Если это происходит на городских, начинают жаловаться те, кто ухаживает за соседними могилами. Закон строго определяет размеры проходов между могилами, по длинной и короткой стороне, чтобы был инструмент воздействия на нарушителей. Определена и последовательность действий. Если нарушение выявлено, его предложат устранить. Иначе надмогильное сооружение будет демонтировано. Закон трактует его как надгробный памятник плюс элементы благоустройства: цветочница, ваза, ограда, мощение...

— Хотелось бы затронуть тему кладбищенской эстетики и вот почему. На христианских кладбищах юга соседней страны нельзя не заметить моду последних лет: некоторые могилы стали накрывать навесами на столбах. Сейчас можно видеть величественные, помпезные сооружения из кованого металла, иногда уже с позолотой. Не могилы — усыпальницы. Возможно, кто–то таким образом утверждает свой статус. Повсюду свои традиции, где–то возникают новые — не будем их оценивать. Но представляется, что у нас, где более почитаема скромность, такие сооружения выглядели бы чужеродно... Государство должно как–то влиять на эту эстетику, формировать ее, поддерживать традиции, препятствовать похоронному «кичу»? Или это дело общества?

— Ограничительные нормы закона распространяются и на высоту надмогильного сооружения. Не буду касаться памятников выдающимся деятелям страны, которые оцениваются как произведения монументального искусства, — для них установлена иная процедура. Для остальных предельная высота будет ограничена в правилах содержания и благоустройства кладбищ, которые нам еще предстоит разработать.


Относительно культуры погребения в новом законе также возникли определенные подвижки. Замечу, что при его разработке выдвигались предложения принять специальный ритуальный кодекс... Но после серьезного обсуждения от идеи отказались и пока ограничились правилами профессиональной этики в области похоронного дела. На их разработку у нас есть 6 месяцев — до вступления закона в силу. Мы уже приступили к этому. Иначе говоря, проблемой погребальной культуры — этикой, эстетикой, сохранением традиций — озабочено и государство, и общество в лице общественного объединения, совета директоров специализированных организаций, куда входят представители государственных и частных ритуальных структур. Это была идея общественности, которая нашла отражение в законе.

— Какую долю этого специфического рынка занимает частный бизнес?

— Достаточно большую. С начала 90–х годов эта сфера из монополизированной превратилась в конкурентную. Государство, стремясь обеспечить гарантированный набор услуг, создало специализированные организации, в ведении которых находятся кладбища. Они предоставляют участки, ведут учет захоронений. Частные предприятия в основном специализируются на изготовлении ритуальных принадлежностей. Интересы сталкиваются постоянно. Это конкуренция в чистом виде, это нормально.

— А если коснуться конфессиональной специфики?..

— С этим никаких проблем нет. Можно создавать православное, католическое, иудейское, мусульманское кладбище... Есть условие: религиозная организация должна иметь в своем уставе осуществление религиозных обрядов на кладбище. Она должна обратиться в местный орган власти — с целью создания своего кладбища или получения участка для захоронения людей одного вероисповедания на общественном кладбище. У нас весьма веротерпимое, толерантное общество. Пока желание как–то обособиться незаметно. Знаю только один прецедент, в Витебске. Обособленность характерна, пожалуй, лишь для монастырских кладбищ.

— Российские законодатели недавно пришли к выводу, что передавать кладбища в частные руки преждевременно. А как с этим у нас?

— В министерство никто с подобной инициативой пока не обращался. При обсуждении новой редакции закона этот вопрос никто даже не поднимал. Общество не готово. Основным источником средств на содержание кладбищ остается бюджет: это государственная забота. Примерно 5 — 7 процентов всех затрат покрывают средства, полученные от резервирования участков, выделенных сверх безвозмездных. Другие источники не запрещены: можно создавать попечительские советы, принимать спонсорскую помощь...

Сфера погребения традиционно консервативна, а традиции формируются веками. Предлагалось, например, ввести норму о повторном захоронении в случаях, если могила долго пребывает в запустении. Полного консенсуса в обществе нет. Церковь против. Депутаты отказались от этой нормы. То же касается и частных кладбищ. Конкуренция за клиента должна иметь границы. Культура общества во многом определяет и культуру погребения. Это плохо, когда человек, допустим, умер в больнице, а родственники узнают об этом от... похоронного агента, который уже готов услужить. В сфере погребения этика не менее важна, чем эстетика.

— Кто определяет место захоронения и торжественность ритуала, если умирает, допустим, известный в стране человек? Или, предположим, близкие захотят поставить на могиле умершего, обычного в жизни гражданина, величественный монумент...

— Для почетных захоронений граждан, имеющих особые заслуги перед государством, в Минске выделены два участка на Восточном кладбище, которое называют и Московским. В таких случаях создается специальная комиссия. Для памятников на могилах героев, к которым относятся Герои Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Советом Министров установлен свой образец. Это памятник определенных размеров, с бронзовым бюстом и надписями. Он ставится за счет средств бюджета и не требует согласования в комиссиях, которые рассмотрят его культурную ценность. В иных случаях местные органы власти обращаются в Министерство культуры за заключением. Произведения искусства — это иная сфера регулирования: порядок создания и установки памятников в форме монументальных скульптур определяет специальное постановление Совета Министров.

Относительно простых, как вы выразились, граждан действует общее правило, ограничивающее размер участка и надмогильных сооружений.

Замечу, что закон не запрещает местным органам власти создать на любом кладбище участок для почетных захоронений. В стране есть кладбища, имеющие статус историко–культурной ценности: например, Военное, Кальварийское в Минске... Их мало — в отличие, например, от Европы, где есть кладбища–достопримечательности, которые показывают туристам. Надо понимать, что через нашу страну прокатились две мировые войны, революция, XIX век тоже не был спокойным. Утрачено очень многое. Это касается не только мест погребения, но и множества памятников истории, культуры, архитектуры...

— Есть ли проблемы с землеотводом?

— Конечно. Чем крупнее город, тем сложнее найти вблизи свободный участок. Мы же понимаем: нельзя вынести кладбище за 100 км от города — это место люди посещают часто. В Минске, к примеру, имеющегося резерва мест погребения хватит только на несколько лет. Сейчас рассматривается вопрос о выделении нового земельного участка.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 16 (24646). Среда, 28 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter