О роли постсоветских стран в системе глобальной и региональной безопасности

Тема всеобщей безопасности, включая ее европейский компонент, относится к числу тех современных проблем, актуальность которых с годами не только не снижается, а, наоборот, становится все более острой и значимой. Консолидированная позиция Беларуси, России и других стран СНГ могла бы стать решающим фактором в выработке взаимоприемлемых критериев обеспечения реальной общеевропейской безопасности, считает заведующий кафедрой международных отношений Белорусского государственного университета Александр ШАРАПО.

– Александр Викторович, такое простое для понимания на бытовом уровне слово, как «безопасность», в практике международных отношений до сих пор не имеет общепринятой трактовки, а стало быть, и ситуация с выработкой реальных мер по ее обеспечению оставляет желать лучшего. Чем это можно объяснить?

– Здесь можно выделить ряд факторов. Во-первых, после окончания «холодной войны» в Европе так и не была сформирована надежная и всеобъемлющая система безопасности, которая отвечала бы реалиям сегодняшнего дня. Мы можем говорить о неспособности соответствующих структур, прежде всего ОБСЕ, создать полноценную военно-политическую среду и выработать для этого необходимые механизмы. Наоборот, то предполагаемое «общее и неделимое пространство безопасности» характеризуется сейчас своей фрагментацией и неопределенностью. Налицо неспособность ОБСЕ, НАТО, ЕС, СНГ, ОДКБ по отдельности решить эту проблему.
Во-вторых, за последние два десятилетия произошло смещение приоритетности в понятии «безопасность» от военного аспекта к экономическим и гуманитарным составляющим. Во многом это объясняется вступлением современного мира в ту фазу своего развития, когда угроза глобального или другого крупномасштабного военного столкновения, по крайней мере в ближайшей перспективе, минимальна. Тем более это относится к Европе, где военное противостояние по линии «Восток – Запад» ушло в прошлое. Вместе с тем, оставаясь значимой, военная проблематика стала находить свое выражение в разного рода трансграничных войнах, внутренних национальных и религиозных конфликтах, терроризме. Справиться с подобного рода вызовами в одиночку не под силу даже супердержавам. В этих условиях угроза одной нации может представлять опасность для многих, а зачастую и для всех государств.

Сегодня на повестке дня – современная система европейской безопасности, а здесь, как показывает жизнь, у России и Беларуси, да и у всех других государств СНГ гораздо больше общих интересов, чем разногласий. Наша консолидированная позиция могла бы стать решающим фактором в выработке взаимоприемлемых критериев обеспечения реальной общеевропейской безопасности. Применительно, например, к треугольнику Россия – Беларусь – Казахстан влияние первой на международные процессы неизмеримо больше. Именно это преимущество не так давно позволило Президенту России заявить о необходимости кардинального реформирования существующей системы европейской безопасности, именно Россия определила основные ее параметры. Твердая позиция России в вопросах формирования европейской безопасности еще раз подтверждает непреложный факт ее мировой роли в этом процессе и невозможности создания безопасной Европы без ее участия.

– Соглашаясь с таким утверждением, логично задаться вопросом: а можно ли выстраивать архитектуру европейской безопасности без Беларуси?

– Ответ предсказуем – нет. По ряду позиций роль Беларуси в укреплении стабильности в Европе является уникальной. Прежде всего это относится к обеспечению ядерной безопасности и сокращению обычных вооружений в Европе. Во времена СССР на территории Беларуси размещалось ядерное оружие (три ракетные базы, включающие 81 мобильный комплекс «Тополь», тактическое оружие разных модификаций).

Вот почему после обретения независимости Республика Беларусь вошла в число государств, от позиции которых в решающей степени зависела судьба общеевропейской ядерной безопасности. И наша страна, несмотря на всевозможного рода сопротивление (некоторые политики предлагали оставить ядерное оружие в качестве средства устрашения), первой приняла значимое решение: было уничтожено 584 ракеты средней и меньшей дальности, а к ноябрю 1996 года был завершен вывод с территории страны всего ракетно-ядерного потенциала.

А согласно Договору об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе (ДОВСЕ), наша страна уничтожила 1773 танка, 1341 бронированную машину и 130 боевых самолетов, что составляет  более 10% вооружений и военной техники, ликвидированных всеми 30 странами – участницами ДОВСЕ.

Вклад Республики Беларусь в европейскую безопасность дополняется рядом общеполитических решений, таких, например, как провозглашение стратегии по формированию «пояса добрососедства» вдоль своих границ, в рамках которой Беларусь заключила договоренности с Украиной, Литвой, Латвией и Польшей.

– Есть еще одна особенность, определяющая своеобразную уникальность Беларуси в деле обеспечения европейской безопасности, исходит из географического расположения страны и связана с ее транзитными возможностями.

– Действительно, это немаловажный фактор. Помимо задержаний на границе наркотических средств и психотропных препаратов, нельзя не учитывать и то, что, находясь на границе с ЕС, Беларусь первая и в наибольших количествах подвергается попыткам обратного завоза в страны СНГ из ЕС устаревшего и невостребованного там оборудования, бытовых и промышленных товаров. По данным Таможенного комитета Беларуси, их общая стоимость может превышать 500 миллиардов долларов. Или взять, например, проблему незаконной миграции. По данным Евростата, именно восточное направление является в настоящее время одним из основных каналов поставок нелегалов в западноевропейские страны. То, что для европейцев – «восточное направление», для Беларуси – западная граница. Ежегодно через белорусскую границу в среднем пропускается от 15 до 25 миллионов человек, в том числе около 10 миллионов иностранных граждан. Это ли не реальный вклад в европейскую безопасность?

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter