О рифмованных пирожках и порошках

Сколько было разговоров и споров о том, что интернет убьет литературу, — а ведь это для нее всего лишь еще одна среда обитания
Литература — как кошка, которую сбрасывают с балкона практичной современности, а она все равно приземляется на все четыре лапы... И продолжает ловить вдохновение.

Сколько было разговоров и споров о том, что интернет убьет литературу, — а ведь это для нее всего лишь еще одна среда обитания! И чем далее, тем более интересно наблюдать, какие причудливые формы возникают в ней.

Пирожки, порошки


Ну, например, из последних трендов: пирожки и порошки. Нет, это не едят и не рассыпают. Это пишут и читают. Цитирую: «Пирожки — малый поэтический жанр, рожденный и процветающий в рунете». Четверостишия, исполненные четырехстопным ямбом, строчными буквами без знаков препинания и дефисов. Количество слогов — 9–8–9–8.

висит на сцене в первом 
           акте
бензопила ведро и еж
заинтригован станиславский
боится выйти в туалет

Разумеется, реализация любой формы в искусстве зависит от таланта исполнителя. Так и здесь — от тупой шутки «ниже пояса» до интеллектуальной шарады. В выше приведенном «пирожке» — аллюзия на высказывание великого писателя Чехова, что если в первом акте пьесы на стене висит ружье, в последнем оно должно выстрелить.

После пресыщения «пирожками» появилась новая форма — «порошки», то же самое, только вторая и четвертая строки рифмуются, а в последней строке всего два слога:

ни на каштанку ни на тетку
не отзывалась эта мразь
лишь удалялась на болота
светясь

Как вам аллюзия на «Собаку Баскервилей»? Догадались? А чтобы понять следующий «порошок», нужно знать историю искусств:

пришел бетховену по почте
какой то странный коробок
с письмом дарю тебе нужнее
ван гог

Для тех, кто все же не «словил» смысла: композитор Бетховен был глух, художник Ван Гог однажды по непонятным мотивам отрезал себе ухо.



Цифровая поэзия


Стеб — главный «дух интернета». Всякое явление, даже самое пафосное, найдет там кривое зеркальце свое. Даже такая вещь, как цифра. Сегодня это тренд: все оцифровать, звуки, картинки, информацию... Создать электронные библиотеки и виртуальные музеи. Умельцы сети оцифровали стихи. Причем в прямом смысле. Понять их можно, только прочитав вслух и с выражением. Просто проговаривайте написанные цифры, и узнаете интонации известных поэтов. Например, Пушкина:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

А вот вашему вниманию Маяковский:

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Прочитайте вслух — поймете! Это «цифровые стихи».

Поскольку всякий прикол доводится фанатами до абсурда, появляются, например, рецензии на цифровую поэзию: «Стихи молодого автора, несомненно, заслуживают самого пристального внимания критики, в них есть настоящее чувство, даже порыв — я имею в виду эти мятущиеся туда–сюда строки:

2 15 42
42 15

Чем хуже рецензий, что пишутся на «обыкновенные» стихи, и зачастую с той же «искренностью»? Жестокий намек на то, что критику можно писать, не читая книги, а общие гладкие фразы выдавать за аналитику.

Белорусский авангард


В последнее время и в нашем поэтическом пространстве появилось сразу несколько оригинальных проектов. Среди них визуально–поэтический проект поэта Артема Ковалевского и дизайнера Руслана Найдена «АКРЫ». Вот стихотворение «Дзясяты — Гамер»: мелким шрифтом столбиком написаны числительные от одного до девяти, затем крупным шрифтом — «Гомер». Смысл: и до Гомера были великие поэты, просто их имена остались неизвестными. Книга «Лiра спiралi» Дмитрия Дмитриева — это тоже арт–объект, сборник «визуально–комбинаторной поэзии». Поэт Виктор Лупасин, когда–то писавший под псевдонимом «Ываноў», автор сонетного цикла «Аўтамабiлi СССР» и цикла «Галасы продкаў», лирические герои последнего — динозавры и прочие доисторические персонажи. Формы стихов — классические («Самы канец кайназойскае эры. Гомель. Зiма. Плейстацэн», «Як на Лысай гары Трое мамантаў, А на Белай гары Двое мамантаў» и т.д.). Лупасин, в одной из своих статей подсчитавший точное число жителей Беларуси, способных к пониманию поэзии (768 тыс.), недавно презентовал «друкапiс» «Мон Пэцiт Плэзiр», который «змяшчае творы 2000 — 2014 гадоў у рэчышчы куртуазнага маньерызму (апроч верша «Я», напiсанага ў манэры алiмпiзму)».

Классика в сети


Иногда сеть популяризует не только что–то сиюминутное, но и дает новое дыхание классике. Например, сейчас самое популярное стихотворение в рунете — «Не выходи из комнаты» Иосифа Бродского:

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся...

Произведение оказалось созвучным нынешним юзерам. Особенное родство усматривают с явлением «хикки», или хикикомори. Так в Японии называют молодых людей, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой–либо работы или заработка. О хикки сняты фильмы, написаны книги... Например, роман Харуки Мураками «Паразиты». Но Бродский, оказывается, был первым!


Девочки о поэзии


Есть один из интернетовских мемов: комментарии, которые пишут девочки на сайте стихов о любви. Имена известных поэтов им, как правило, ни о чем не говорят, поэтому читательницы запросто вступают в полемику с Жуковским и Надсоном и искренне поддерживают «молодого автора»: «Федя Тютчев — уважуха и респект! Молоца! Офигенный стишок!;)». На стихотворение Бальмонта «Я люблю тебя больше, чем море...» девочка отзывается: «Очень нежно не передать словами, это просто пение души! Я прошу мне оказать услугу — не бросай все, продолжай, пиши.:–)». Пастернаку дают советы, что добавить в стих, и желают «удачки». А стихотворение поэта XIX века Якова Полонского «Холодная любовь» вызвало целый шквал отзывов: «Здорово. Мальчишка талант. Приятно, что и сильный пол увлекаеться поэзией!» (Здесь и ниже орфография оригинала. — Л.Р.), «Малая: Замечательно, Полонский я добавляю тебя в список своих любимых авторов... У меня два любимых автора, теперь ты будешь третим и я буду твои стихи изучать и рассматривать на профисиональном уровне как критик».

Вот где «живая классика»!

Так что никуда поэзия из нашей жизни не денется, даже если весь мир превратится в большую матрицу. Читайте и экспериментируйте!

Советская Белоруссия №140 (24523). Суббота 26 июля 2014 года

rubleuskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter