О праве и правах

Германия и Бразилия внесли в ООН проект резолюции о праве на неприкосновенность личной жизни в цифровой век.

Германия и Бразилия внесли в ООН проект резолюции о праве на неприкосновенность личной жизни в цифровой век. Документ призывает все страны мира пересмотреть свои законы и методы, касающиеся сбора данных за границей. Несложно догадаться, что данная инициатива связана со скандалом вокруг беглого сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена. 

То, что некоторые страны Евросоюза, а также США и Канада допускают вмешательство в частную жизнь граждан, уже давно не секрет. Но вот шпионаж за высокопоставленными лицами, своими ближайшими союзниками – это американское ноу-хау, поправшее абсолютно все нормы международного права, дипломатического этикета и обыкновенной морали.

Президент Барак Обама был вынужден пояснить, что сбор данных о телефонных звонках и обмене посланиями в интернете осуществляется с тем, чтобы вычислять возможных террористов и их пособников. Понятно, что с терроризмом нужно бороться, но это не значит, что при этом можно абсолютно игнорировать права человека. К тому же из документов Сноудена следует, что АНБ прослушивало не только потенциальных террористов и правонарушителей, но и представителей иностранных посольств и дипмиссий, а это прямое нарушение Женевской конвенции. Впрочем, чему тут удивляться, ведь Соединенные Штаты, как оказалось, не участвуют в подавляющем большинстве ведущих международных договоров, документов, конвенций в сфере прав человека. Девять из тринадцати ключевых конвенций Вашингтон либо вообще не подписывал, либо подписал, но не ратифицировал.

Беларусь в прошлом году провела мониторинг случаев нарушения прав человека в странах так называемой продвинутой демократии. В ближайшее время планируется издать второй доклад на эту тему. А буквально пару недель назад белорусская делегация подняла этот вопрос в ходе дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН.

«Сегодня западные страны все больше ассоциируются с расовой дискриминацией и нарушением прав мигрантов и беженцев, антисемитизмом, шовинизмом, неофашизмом, силовыми, даже жестокими разгонами демонстраций, пытками, преследованием журналистов, религиозной нетерпимостью, попранием моральных и духовных ценностей», – отметила представитель управления глобальной политики и гуманитарного сотрудничества МИД Беларуси Татьяна Лешкова. В частности, за последние месяцы в Германии активизировались организации и партии неонацистского толка. В Великобритании в отношении журналистов имели место нарушения прав на свободу и личную неприкосновенность, на защиту от произвольного ареста или задержания, на свободное выражение мнения. Когда по Риге маршируют ветераны дивизии Ваффен СС, а за ними идут молодые люди со свастикой и с нацистской символикой, и их не только никто не арестовывает, а наоборот, местные власти расчищают им дорогу, кроме как правовым и политическим абсурдом это не назовешь.

Проблема расовой дискриминации актуальна и для ряда других европейских стран. К примеру, в Латвии для неграждан действует 50 запретов на профессии. «Они лишены права основывать политические партии, заключать сделки с недвижимостью без согласия муниципальных властей», – указал Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов. При этом, отметил он, платить налоги наравне с полноправными гражданами им «великодушно позволяется». В Эстонии пошли еще дальше – к одежде заключенных в тюрьмах стали прикреплять специальные нашивки о степени владения эстонским языком: нечто подобное было в нацистской Германии, где специальными нашивками на одежде метили еврейское население.

И вот что интересно. Евросоюз активно следит за соблюдением прав человека в третьих странах и даже принимает санкции в отношении нарушителей, однако когда речь заходит о нарушениях прав человека в самих государствах – членах ЕС, его профильные структуры оказываются совершенно недееспособными.

На Западе очень любят учить других, как надо строить демократию и соблюдать права человека. Но как обстоит дело с реальным соблюдением прав человека у них самих? В тех же США насчитывается более 13 миллионов безработных, 40 миллионов человек не имеют медицинской страховки, 15 % семей испытывают нехватку продуктов питания. Порой складывается впечатление, что для западных политиков существует только одна категория прав – это гражданские, политические права. Безусловно, это очень важная категория. Но для рядовых граждан значительно важнее право на труд, на образование, на охрану здоровья.

Все это подтверждает тот факт, что в сфере прав человека нет и не может быть эталонных государств. Это все равно, что судить о качестве фильма или спектакля. Все страны должны постоянно осуществлять системную работу в этой области с учетом специфики своего политического и исторического пути, обеспечивая максимально высокий уровень защиты прав человека в их совокупности на текущем этапе своего развития. А на международном уровне это требует от всех сторон конструктивного и заинтересованного взаимодействия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter