О правах и вольностях

.
...Попалась мне недавно в руки любопытная книга. "Статут Великого княжества Литовского" называется, если совсем точно, "Второй Статут 1566 года" (книга весьма редкая, последний раз вышедшая в середине позапрошлого века, но теперь снова отпечатанная издательством "Тесей"). Примечателен он тем, что, хотя и прекратил действовать в Литве и Белоруссии в 1588 году (когда была опубликована третья версия свода законов нашего средневекового государства), на правобережной Украине оставался в силе еще 260 лет - до середины позапрошлого столетия.

...В те далекие времена не было рабочих, крестьян и интеллигенции. По Статуту все население делилось на шляхту, духовенство, мещан и простолюдинов. Не надо объяснять, кто, как говорится, за кем стоял. Да и не в этом суть дела. Ведь, несмотря ни на что, второй литовский Статут был, по выражению историка права Язэпа Юхо, "самым совершенным в Европе того времени сводом законов". Ну, если уж так, впору бы полистать его страницы, да и выяснить, чем же славилась наша юридическая наука...

Итак, заглянем за ширму истории. Тем более иногда опыт прошлого помогает понять проблемы современности. Вот хотя бы один из десятков любопытных примеров.

В споре, ведущемся во многих странах "за" или "против" смертной казни, очень часто не учитывается личный момент. Как ответить на злодеяние - подставить вторую щеку или отомстить? У нас не Кавказ, но несколькими веками ранее в этом вопросе наши предки были строги донельзя. По Статуту, если сын или дочь подняли руку на своих родителей или иных родственников, то не только "горлам мелi быцi караны" да "пачцiвасць i усi iменья трацiлi", но и смерть сама по себе таким людям полагалась особая: "па рынку возячы i кляшчамi цела яго торгацi, а патом у мех скураны усадзiушы да няго пса, кура, вужа, котку i тое ›се пасполу у мех завязаушы, гдзе наглубей да вады утапiцi". Весьма оригинальное средство расправы, но понимание справедливости в те времена, стоит признать, прихрамывало. Ведь "еслi бы ся трафiла атцу сына сваяго дарослага або матцэ дзеуку дачку сваю уласную забiцi", то таким извергам довелось бы всего лишь год и 6 недель просидеть "у вежы", а потом "да году чатыры кроць пры цэрквi i пры касцеле галоуным пакутавацi i вызнавацi яуне найвышнi грэх свой перад людзьмi збору Хрысцiянскага". Но если бы слуга убил или ранил своего пана, то должен был бы "срога (т. е. строго) горлам каран быцi здрайца", ну а ежели доказано только покушение на убийство - то виновный в преступлении "руку трацiць"...

Иногда приходится еще слышать, что, мол, в старину законы служили исключительно интересам эксплуататорских классов. Но даже после упразднения дворянства как класса в сущности ничего не изменилось - жизнь так и осталась сложной штукой. А вот безопасности для себя, своих родных, своего имущества хотелось всем и всегда - и наш Статут это желание гарантировал... как мог. Поэтому листание книги этой весьма полезно: законы пращуров проверены веками - может, и мы найдем что-нибудь полезное?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter