Как COVID-19 повлияет на мировой рынок продовольствия

О посевах и всходах

На Витебщине начался сев культур… Сельскохозяйственные новости на фоне известий про пандемию COVID-19 кажутся скучными, даже какими-то второстепенными. Вроде даже и неактуальными: дожить бы до урожая. На самом деле — доживем. И мы, и россияне, и американцы, и европейцы. А вот каким окажется рацион и сколько он будет стоить — вопрос даже очень интересный. Общественная психика переполнена медицинскими впечатлениями, в то же время экспертное сообщество с тревогой начинает поглядывать на сельскохозяйственный сектор.



И как бы в индустриальную, постиндустриальную или информационную эпоху мы ни смотрели на сельское хозяйство, факт остается фактом — ни одна техническая революция не избавила человека от его биологической сущности и необходимости питаться. Желательно вкусно и сытно и по несколько раз в день. Поэтому все мировые кризисы, начиная от эпидемий чумы и завершая энергетическими и финансовыми в 2000-х, упирались в проблему продовольственной безопасности.

Конечно, о здоровье надо думать. И вирус этот поганый гонять. И COVID-19, и другие болячки, каковых, кстати, великое множество перечислено в медицинских учебниках. Но и про гастрономические потребности не стоит забывать. Карантин и другие жесткие меры вроде бы создают красивую картинку борьбы с микросупостатом, повышают имидж и рейтинги политиков — мол, дерутся, как львы. Эммануэль Макрон даже войска в Париже ввел. В старые века из пушки по воробьям стреляли, в век нано- и микротехнологий из того же калибра лупим уже по вирусу. Но картина эффектная. Возможно, даже успокаивает обывателей. Однако смену сезонов никто не отменял, придет осень, пора подсчитывать собранный урожай, оценивать свой рацион — и по ассортименту, и, собственно говоря, по его стоимости. И результат оценок жесткой борьбы с эпидемией население может и пересмотреть. Холодильник обычно выигрывает у всех: бензобака, телевизора и даже коронавируса.

Впрочем, еще до эпидемиологического кризиса ситуация с продовольствием в мире складывалась так себе. Больше года назад вспышка африканской чумы ударила по свиноводческой отрасли Китая. За год цены на это мясо выросли более чем в два раза. Уже в самом начале года Вьетнам предполагал плохой урожай риса из-за глубокого проникновения соленой воды в реку Меконг, что угрожает системе орошения рисовых полей. Были и другие не очень веселые продовольственные истории. Но еще недавно им не придавали особого значения: локальные проблемы выровнял бы глобальный рынок. А сейчас он застопорился. Впрочем, как и сельскохозяйственное производство в некоторых регионах. По крайней мере в этом году.

В Германии фермеры уже объявили: из-за закрытых границ на грядки фатерланда не могут приехать сезонные рабочие. А без них уже немецким огородникам ни туда ни сюда. Поэтому высоких урожаев овощей ждать не приходится. Судя по всему, срываются сроки весенних полевых работ в Италии, Испании, Франции. От первых двух стран мир недосчитается фруктов и винограда, третья является крупнейшим поставщиком пшеницы.

Продовольственный кризис уже на пороге. Почти стучится в дверь. Под прикрытием пандемии ведущие поставщики продовольствия закрывают, в большинстве случаев пока временно, экспорт своей продукции. Список уже длинный, чтобы приводить его полностью. Однозначно насыщение мирового базара продуктами питания нарушилось. Следующий шаг — рост цен. Причем большие страны и регионы будут пылесосом высасывать для себя продовольствие. А вот небольшим государствам может прийтись туго. Если, конечно они, как наша страна, не станут думать о своей продовольственной безопасности сегодня, весной. Летом или осенью будет уже поздно. И тогда сегодняшний страшный вирус может показаться мелкой неприятностью. Для населения и для тех же суровых в борьбе с пандемией политиков. Политологи-то волну разных цветных и нецветных революций в самом конце 2000 — начале 2010 года объясняют в том числе или даже прежде всего значительным подорожанием продовольствия в 2008—2009 годах. И продовольственный кризис бьет по настроениям людей не меньше, возможно, даже больше, чем эпидемиологический. Хотя с вирусом, конечно, надо бороться.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter