О пользе квасного патриотизма

Купил недавно в магазине пластиковую бутылку с яркой этикеткой "Хлебный квас".
Купил недавно в магазине пластиковую бутылку с яркой этикеткой "Хлебный квас". Сразу невольно вспомнилась картина двадцатилетней давности: двухколесную бочку с надписью "Квас" опоясывает очередь с бидончиками, стеклянными банками и даже канистрами.

Настолько был популярен этот напиток в жаркие летние дни. Предвкушая повторение подзабытого уже удовольствия, открываю пластиковую бутылку, пробую газированную жидкость и... удивлению нет предела. То есть совсем не то, что ожидал. Да, некоторые характерные оттенки вкуса присутствуют, но в целом напиток очень мало напоминает знакомый с детства квас.

Куда же подевались любимые народом бочки и неужели наша пищевая промышленность вместе с торговлей упускают реальную возможность заработать? Как сообщила главный технолог главного производственного технологического управления концерна "Белгоспищепром" Валентина Ворончук, никаких проблем с изготовлением хлебного кваса как такового в стране нет. Предприятия готовы выпускать его в год 4 миллиона декалитров, в том числе того самого, популярного, из бочек. Однако пока эти мощности востребованы лишь на треть.

В чем же дело? Оказывается, те памятные бочки-пивовозы за последние годы полностью пришли в негодность (их во времена СССР изготавливали в Киргизии), а новое оборудование для реализации разливного кваса закупать никто особо не торопится. В Минторге ситуацию прокомментировали следующим образом: промышленным предприятиям следует отвыкать от слов "торговля должна" и искать наиболее эффективные варианты взаимодействия с магазинами. Нужно приходить к некоему приемлемому компромиссу, включая совместное приобретение изотермических емкостей и прочего оборудования для розлива напитков. Ведь доходит до анекдота, когда в министерство поступают письма, авторы которых требуют заставить (!) тот или иной частный продмаг побыстрее забрать такую-то продукцию, а потом так же стремительно рассчитаться за нее.

Парадокс заключается в том, что торговле выгодно продавать разливной квас! Если в застойные годы он стоил, скажем, 5 копеек за пол-литровый бокал, а пиво - копеек 20, то сегодня цены почти сравнялись. Кто же откажется от лишнего рубля, тем более что каждый магазин имеет право свободно торговать на улице. И торгуют, только в основном пивом. Конечно, для отдельно взятого гастронома раскошелиться на современное оборудование только ради продажи кваса несколько месяцев в году очень накладно. Да и непривычно, поскольку даже в прошлые времена бочки-пивовозы принадлежали промышленным, а не торговым предприятиям.

Что же остается в такой ситуации нам, кто в знойный день хочет кваса? Похоже, что пока производители и магазины будут выяснять свои запутанные финансовые отношения, никакого разливного кваса на городских улицах нам так и не дождаться. Придется в жару пить бутылочные "фанту" и "спрайт", вспоминая добрым словом времена двадцатилетней давности. В неформальной беседе один из руководителей торговли кратко и емко охарактеризовал суть проблемы: пока у меня главной заботой будет товарооборот, а не прибыль, толку не видать. Что тут еще добавишь, если это азы экономики. Правда, рыночной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter