О пользе хороших манер

Решили вы сочетаться законным браком.
Решили вы сочетаться законным браком. А прямо в загсе вдруг обнаружили: пропал символ вашего готового вот-вот свершиться супружества - обручальные кольца.

По дороге в загс вы их, как положено, вручили свидетелю, который ехал с вами в украшенном шарами и лентами автомобиле. А в загсе кольца вдруг загадочным образом исчезли. Ну нет их - и все!.. Ваши действия? Впрочем, лучше, пожалуй, рассказать о действиях реальной молодой пары, которая и оказалась в Московском загсе Минска в этой ситуации.

Пара затеяла скандал. По всем правилам! С криками, оскорблениями и угрозами, адресованными... работникам загса. Именно их обвинили в хищении колец. Последовало разбирательство: действительно ли служащие совершили кражу. Но тут сами участники бракосочетания сообразили, что свидетель, у которого хранились кольца, был, мягко говоря, не совсем трезв. И злополучные кольца случайно вытряхнул из кармана на улице вместе с пустой пачкой из-под сигарет...

Эта история при всей своей анекдотичности дает довольно объемное представление о манерах и поведении посетителей в государственных учреждениях. Загс, как известно, является как раз таким учреждением - отделом исполкома, который регистрирует наши гражданские состояния. Вступление в брак - одно из таких состояний, которому придается государственная значимость. Потому его и принято фиксировать торжественным ритуалом. Но многие участники этих церемоний как-то забывают, что они пришли в государственное учреждение, а не на базарный балаган...

Проведя субботний день в Московском загсе на регистрации браков, я, честно говоря, была просто в растерянности от поведения посетителей. Почти все участники бракосочетаний, включая жениха и невесту, являлись сюда в эдаком расслабленном состоянии души и тела. Попросту нетрезвыми. Некоторые невесты (!) просто не в состоянии были подняться по ступенькам дома, где скрепляются узы Гименея, - шатались, спотыкались, путались в подоле своих платьев. Да и женихи держались на ногах ненамного увереннее. Были новобрачные, которые по причине все той же нетрезвости даже не могли поставить свою подпись в регистрационной книге... Или всем своим видом показывали, что не придают никакого значения происходящему. Прямо во время церемонии жевали жвачку, шумно обсуждали что-то с гостями. Гости вообще оттягивались по полной программе. Хохотали, на крыльце загса распивали шампанское и напитки покрепче, рассказывали анекдоты, курили и сморкались на пол прямо перед ритуальным залом...

Я решила, что мне день попался неудачный, - по части поведения новобрачных и их гостей. Но работники загса заверили, что и день, и новобрачные, и гости самые что ни на есть обычные...

После завершения церемоний заведующая загсом вздохнула: Опять ручку увели... Оказывается, инкрустированные ручки, которыми скрепляют свой семейный союз подписями в книге регистраций, в загсе просто не успевают покупать. Их с завидной регулярностью прихватывают из ритуального зала. Наверное, в качестве сувенира на память... Такими же сувенирами становятся для гостей стаканы, дверные ручки, краны в туалете - их регулярно свинчивают. Искусственные цветы повыщипывали прямо в зале, где проходят церемонии. Такой же ощипанной в Минском Доме бракосочетаний оказалась декоративная штора из стеклянных элементов. Висюльки прихватывали с собой участники обряда бракосочетания - в качестве все тех же сувениров...

Впрочем, и не в столь торжественно-веселых случаях посетители госучреждений не обременяют себя приличными манерами. Обычная картина: в день приема граждан в исполкомах, инспекциях, комитетах эти самые граждане шумно выясняют в очередях у кабинетов, у кого больше прав попасть на прием в первую очередь. Эти выяснения ведутся чаще всего в незамысловатом лексическом диапазоне: от вы здесь не стояли до куда прешь, козел. Еще более шумно негодуют, если им не удалось в этот кабинет попасть: закончилось отведенное время приема. Ну а если посетитель остался недоволен результатом общения со служащим, к которому пришел на прием...

- Да я тебя, мымру, отсюда не выпущу, пока справку не выдашь! - такую угрозу я лично слышала в адрес заведующей отделом исполкома от разбушевавшегося посетителя. И это, по ее словам, далеко не худшее, что ей приходится выслушивать...

Сами же посетители нередко толком не могут изложить ни свою просьбу, ни причину зачем им нужен тот или иной документ. Или наоборот, прекрасно понимают необоснованность, а то и незаконность своих претензий, но методично достают служащего, чтобы получить нужный документ. Излюбленный способ получения любой справки у наших сограждан - брать горлом. Требуют, кричат, угрожают. Ну а о таких мелочах, как запах табака или перегара, которым благоухают посетители, их неопрятный внешний вид, даже и говорить не приходится, настолько это... нормальное явление.

На служащих госучреждений, которые ведут прием граждан, последние всегда могут, что называется, найти управу. Пожаловаться вышестоящему начальнику, в редакцию газеты, даже самому Президенту. Мол, не так принял, невнимательно выслушал, не помог, чем мог. И на жалобу обязательно отреагируют. Чиновнику укажут, поставят на вид, а то и выговор дадут. И посетители это хорошо знают. Так же, как и то, что такие жалобы, оргвыводы - явление одностороннее. Они только государственных служащих касаются. На граждан, которые в госучреждения обращаются, решительно никакой управы нет! Никто и никак их даже пожурить не может. Каким бы ни было их поведение в этом учреждении. Так что можно совершенно безнаказанно сморкаться прямо на пол в загсе. Так же, как являться сюда нетрезвому. Можно обзывать заведующую отделом исполкома мымрой. А уж в очереди перед кабинетом поскандалить - просто святое дело!

Эта безнаказанность плюс тотальное бескультурье совершенно разрушили в психике наших людей всякую ответственность за свое поведение. Сформировали уникальное неуважение друг к другу. И столь же уникальное неуважение к государственному учреждению любого ранга. Логическим продолжением такого поведения следует и неуважение к самому государству, его институтам и ценностям...

...Как-то я была у знакомой в Праге. Лето, на улице жарко, мы ходили по городу в шортах. А моей знакомой надо было в тот день зайти в местную мэрию за какой-то справкой. И она специально поехала домой переодеться и привести себя в порядок. В мэрию она отправилась в строгом костюме и с аккуратной прической. Да чтобы времени оставалось достаточно до конца рабочего дня: неудобно, если служащий мэрии задерживается из-за позднего посетителя. Я тогда подумала, что далеко не каждому моему соотечественнику пришли бы в голову мысли о таких вот тонкостях... А ведь, собственно, как раз в таких вроде бы мелочах, называемых хорошими манерами, проявляется наша гражданственность, уважение к своему государству.

Не хочу никого призывать перед визитом в исполком надевать приличный костюм и делать прическу. (Хотя ни то ни другое не помешает...) Не хочу и призывать к каким-то наказаниям за, скажем так, некорректное поведение посетителя в госучреждении. (Хотя оштрафовать бы не помешало за тот же свинченный кран или дверную ручку.) Просто предлагаю то, что при определенных усилиях доступно каждому: уважать себя. Хотя бы учиться, пытаться это делать!.. Тогда, может, и других получится уважать. И государство в лице его учреждений уважать получится...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter