Об имитации соков

О пользе фреша

Вопрос троих иностранных туристов, остановивших меня недавно на центральной улице Гродно, признаться, поставил в тупик. И действительно, где у нас можно выпить свежевыжатого сока?


Спору нет, последние годы сок в нашем пищевом рационе занял вполне достойное место. И совсем не зря. С соком мы получаем столь необходимые организму минералы, витамины, микроэлементы и такие малоизвестные населению, но очень важные вещества, как биофлавоноиды. Мы даем его детям, несем больным и слабым. Будучи уверенными, что это полезный и даже благородный напиток. Сам натуральный сок ведь идеально чист. Усваивается он на все 100 процентов и, заметьте, всего за 10 — 15 минут. Все химические примеси, которые попали в овощ или фрукт из земли и воздуха, остаются в клетчатке...

Хотя на досуге иногда и стоит задуматься: что такое натуральный, или стопроцентный, сок? Сок, отжатый из фруктов, может носить только одно название — сок прямого отжима. Это действительно качественный напиток. Но, по некоторым данным, у нас в стране его доля на рынке — не более 2%. А остальные 98% — так называемые восстановленные соки. Однако они беззастенчиво маркируются как «100%» или «натуральный». Идентичны ли такие свежевыжатым? Для меня риторический вопрос. Современные пищевые технологии шагнули далеко вперед и достигли фантастических результатов в плане подделки, или, культурнее говоря, имитации самых разных продуктов. С помощью синтетических добавок сегодня можно чему угодно придать какой угодно вкус. Одна из технологий изготовления пакетированных напитков меня особенно впечатляет. Оставшиеся после прямого отжима остатки апельсинов или слив ни в коем случае не выбрасываются — они замачиваются, отстаиваются, затем снова отжимаются, и так несколько раз. Нельзя не восхищаться изобретательной выдумкой авторов метода: в получившуюся жидкость с частичками мякоти добавляются лимонная кислота, сахар, ароматизаторы или глюкозо–фруктозный сироп. Хорошая новость лишь в том, что производителю все–таки запретили называть это соком, а только нектаром или напитком. И покупает же кто–то.

Впрочем, большинство пакетированных напитков, несмотря на свое название и завлекающую красочную упаковку, имеют столь же много общего с натуральным свежевыжатым соком, как гнутый ржавый гвоздь с современным компьютером. Приведу упрощенную формулу одного, с позволения сказать, напитка. Это лимонная кислота + вода + ароматизатор. И даже содержание сока яблочного, который производят все кому не лень, чаще всего не превышает в общем объеме 10%! Ну а самые таинственные соки скрываются за названием мультифруктовые... Страшно представить, что там в действительности. Хуже того, для придания сладости в напиток–«сок» добавляется либо сахар, либо его дешевый аналог — глюкозо–фруктозный сироп, который в несколько раз калорийнее. Это значит, что вы рискуете набрать незаметно вес.

Почему же при очевидной пользе свежевыжатых соков (фрешей) их порой днем с огнем не найти? Причин несколько. Это прежде всего немалая стоимость промышленной соковыжималки. Да и хранится настоящий фреш недолго — всего 2 часа после отжима фруктов или овощей. Стоимость же его превышает стоимость пакетированного. Сложно готовить такой сок в столовой с ее специфическим графиком наплыва посетителей. Хотя если присмотреться к практике работы крупных торговых центров, где одна за другой открываются точки, предлагающие всевозможные фреши, то, думаю, и здесь есть выход. И наконец, наверное, главная причина — это менталитет людей, не понимающих пользу фреша. Кстати, наибольшей популярностью свежевыжатый сок пользуется у молодежи. Но очень многие вообще не представляют различия между соком и нектаром. В итоге мы покупаем нечто сомнительное и пьем. И наши дети тоже. Потому что часто просто нет ни знаний, ни выбора.

Для меня совершенно очевидно: в нашей стране, где производится немало качественных продуктов питания, ситуацию с соками нужно менять. Для начала прекратив импорт низкокачественных нектаров из соседних государств. А затем хорошо бы простимулировать производство соков прямого отжима отечественными производителями. Такие попытки уже есть. Правда, касаются они пока лишь яблочного и морковного фрешей. И, конечно, хотелось бы раз и навсегда навести порядок в маркировке. Но дело это небыстрое, так что моим читателям отдельный совет: доставайте–ка с полки запылившуюся соковыжималку!

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 240 (24870). Пятница, 11 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter