Чем гимназия отличается от школы

О перемене мест слагаемых

Три буквы. Именно столько, если говорить буквально, составляет реальная разница между школой и гимназией. Так стоит ли спорить, какая форма обучения лучше? Сегодняшние выпускники гимназий с сочувствием смотрят на столкнувшихся с новацией четвероклашек. Те, как я думаю, пока не совсем понимают, то ли радоваться тому, что привычных вступительных экзаменов не будет, то ли огорчаться, поскольку привычного гимназического обучения тоже не предусмотрено. А в классы придут новенькие — запись начнется меньше чем через месяц. В том числе лоботрясы и двоечники, хулиганы и забияки — все те, от кого гимназические стены уже отвыкли.

фото kirov-portal.ru

Думаю, еще многие помнят те времена, когда само слово «гимназия» носило какой-то имперский оттенок. Это ж дети дворян учились в гимназиях. Тогда в уме рисовался портрет этакого строгого ученика, с синими от усердия чернильными пальцами, в почти военной синей униформе. А потому термин прижился у нас не сразу. Очень долго он воспринимался как школа с плюсом — лучшая. Остальным приходилось лишь к этой планочке тянуться. Тянулись к ней и сами педагоги. Преподавать по старинке неинтересно, да и неактуально. Как однажды в беседе обозначила директор гимназии № 10 Минска Марина Ильина, современный учитель не только должен быть уверенным пользователем новых технологий, но и уметь задействовать их в учебном процессе. Способностью просто включать компьютер и печатать текст сегодня никого не удивишь.

Что помимо этого? Знание предмета, умение им заинтересовать. Впрочем, по правде говоря, хорошие учителя есть везде. Необязательно в гимназиях.

Встреча с учителем начальных классов школы № 125 Минска Николаем Шавловским, думаю, перевернула не одну детскую жизнь. В хорошем смысле. Не только потому, что в младших классах «усатый нянь» — редкость, а потому, что педагог с четвертьвековым стажем с нежностью и трепетом относится к каждому ребенку. К таким педагогам, как Николай Шавловский, идут косяком. Это тот случай, когда статус учреждения уходит на второй план. Да и, давайте откровенно, в начальную школу идут за мотивацией, любовью к учебе, а не за глубокими знаниями. Гонка за ними и за статусностью еще совсем недавно начиналась после четвертого класса. Когда родители задумывались о будущем способного чада. Чтобы эту самую мотивацию не потерять.

А иногда и не задумывались. Потому как зачастую и школа звучит не хуже. Если там есть болеющий за общее дело руководитель, который и спортивную базу наладит, и кружки интересные организует. Так, чтобы родителям не нужно было возить детей в удаленные районы города. А чтобы все, как говорится, в одном наборе — и общеобразовательная, и музыкальная школа, и спортивные секции. Как, например, в минской школе № 56. Хлопотно — да, говорит ее директор Юрий Круглик, так ведь школа для этого и строилась.

Конечно, от самого образовательного учреждения зависит многое. Но не все. Например, уровень знаний и мотивация к учебе, с которой придут к ним в классы ребята, вряд ли. Давайте скажем честно: школы больше готовы к работе с разным контингентом. В гимназиях о категории детей-двоечников просто подзабыли — много лет сюда приходили только те, кто действительно хотел учиться.

Ну да, теперь показатели успеваемости поползут вниз, а мест на олимпиадах станет чуть меньше. Но дело даже не в этом. Придется педагогам вспомнить забытые психологические приемы и снова объяснять непослушным детям, зачем нужны те или иные знания. А умники снова превратятся в «заучек» и «ботаников».

И еще. Увы, равные возможности совсем не гарантируют равный результат. Всегда будут те, кто учится, и те, кто, так сказать, отбывает повинность, какие бы возможности им ни предоставили. И совсем не важно, как будет называться учреждение, в котором они обучаются, — просто школа или элитная гимназия.

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter