О партийных списках, наблюдателях и будущей избирательной кампании

В нынешнем году в Беларуси пройдут выборы в парламент. Какова их особенность? Когда начнется избирательная кампания? Ведется ли к ней уже подготовка? На эти и другие вопросы отвечает председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси по выборам и проведению референдумов Лидия ЕРМОШИНА.

-- Лидия Михайловна, можно ли уже говорить о приблизительной дате голосования?
-- В ходе прямых выборов граждане проголосуют за депутатов Палаты представителей, а депутаты местного уровня на своих собраниях будут избирать членов Совета Республики. Эти две кампании пройдут почти параллельно, потому что срок полномочий двух палат парламента заканчивается почти одновременно. Последнее воскресенье, когда могут состояться выборы, -- 12 октября.
-- Раньше возможно?
-- Да. Но по закону срок, отведенный для проведения избирательной кампании, не должен быть меньше трех месяцев. То есть выборы теоретически можно назначить и на апрель--май или на лето. Однако это не самое лучшее для агитационной борьбы время -- полевые работы, сезон отпусков, подготовка к новому учебному году (значительная часть участков находится ведь в школах, и в большинстве своем в участковых комиссиях работают именно педагоги). Так что осень все же предпочтительнее.
-- А точная дата когда может стать известной?
-- Я думаю, весной. Процедура такова: ЦИК согласовывает день проведения выборов с главой государства и готовит проект соответствующего указа. Последнее слово за Президентом.
-- Будут ли какие-то новшества в предстоящей избирательной кампании?
-- Центральная избирательная комиссия предложений по изменению законодательства не готовила.
-- То есть апробацию пройдут лишь поправки, внесенные в 2006 году.
-- Да. И, думаю, спорных ситуаций будет меньше. В законе уже однозначно оговорено, что кандидаты в депутаты должны проводить встречи с избирателями вне закрытых помещений с соблюдением установленного порядка для проведения уличных мероприятий. Кроме того, более четко определен порядок подачи документов и выдвижения кандидатов. Ужесточена ответственность за использование иностранной материальной помощи. Если такие факты будут выявлены, это станет основанием для отказа в регистрации.
-- В некоторых постсоветских странах сейчас происходит смена избирательных систем. В России, Казахстане, Украине, например, уже голосуют за партийные списки.
-- Я все-таки считаю мажоритарную систему более приближенной к избирателю (он по крайней мере имеет информацию о том, за кого конкретно отдает свой голос). В бюллетенях указывается и когда родился тот или иной кандидат в депутаты, и какое он имеет образование, специальность, где работает. Что же касается партийных списков, то здесь все иначе. Гипотетически, конечно, можно ознакомиться со всем списком, но, как правило, решение в целом принимается на основе одной или нескольких узнаваемых фамилий. Вряд ли также значимым фактором является и анализ политических платформ партий. Кто знает до мельчайших подробностей программу, скажем, ЛДПР? Но все знают Жириновского. А кого проведет за собой Жириновский? Можно только полагаться на его порядочность. В то же время пропорциональная система для любой страны является более простой в организационном смысле. Легче работать и с парламентом, потому что внутри каждой фракции существует внутрипартийная дисциплина, и убеждать нужно не каждого из 110, как у нас, депутатов, где каждая личность самодостаточная, и за ней стоят избиратели, а лишь руководителя фракции.
-- Но все же это серьезный  шаг для развития самих партий…
-- Да, чтобы попасть в парламент, партии ширятся и растут. Но все-таки нельзя забывать и о минусах: вопрос о том, кто конкретно войдет в парламент, в конечном итоге решает не избиратель, а руководители партий, а при недостаточном контроле со стороны членов партии или при отсутствии подлинной демократии внутри партструктуры это ведет к коррупции, к превалированию групповых интересов над общественными.
-- Рассматривается ли в Беларуси вопрос о включении в избирательный процесс хотя бы элементов пропорциональной системы?
-- Вероятно, когда-нибудь, когда у нас разовьются активные политические силы, и мы подойдем к рассмотрению возможности применения пропорциональной системы. Но пока речи об этом не идет. Во-первых, нет конституционных предпосылок. А, во-вторых, все 15 существующих ныне партий в Беларуси не являются реальной политической или социальной силой в обществе.
Наше законодательство уже сегодня предоставляет партиям достаточно преференций. Любая партия, зарегистрированная в Беларуси за шесть месяцев до назначения выборов, имеет право выдвигать кандидатов в депутаты во всех округах, где у нее есть нижестоящие организационные структуры. Но ведь задача не в том, чтобы только выдвинуть, а в том, чтобы выдвиженец получил как можно больше голосов, чтобы он завоевал симпатии избирателей. И тут уже другая проблема -- кадровая. С одной стороны, претендентов на депутатские мандаты немало, но, с другой стороны, не так уж и много тех, кто готов увлечь за собой массы, кто обладает политической харизмой.
--.Изменится ли практика приглашения международных наблюдателей в Беларусь? Россияне, например, на прошедших думских выборах ограничили их количество.
-- На последних выборах в Грузии, которые, как известно, признаны ОБСЕ, тоже ограничили количество наблюдателей. Что же касается Беларуси, то раньше мы приглашали какую-то организацию, а она направляла то количество наблюдателей, которое считала нужным. Что будет и сейчас, мне пока трудно сказать. Дело в том, что Беларусь присоединилась к предложениям Российской Федерации, которые были выдвинуты на Парламентской ассамблее ОБСЕ о пересмотре концепции по наблюдению за выборами со стороны ОБСЕ. А одно из предложений, которое было поддержано и Беларусью, касается регулирования количества миссий. Государство с учетом избирателей, проживающих у него на территории, вправе определять рамки миссий. Ранее мы этого не делали. Но вполне возможно, что с учетом нашей согласованной с Российской Федерацией внешней политики мы этот вопрос также будем рассматривать. Но все это будет решаться позже.
-- Округа останутся в прежних границах?
-- Все зависит от количества избирателей и территории. В Минске границы округов будут сужены, а их количество возрастет с 18 до 20. В Витебской же области, наоборот, на два округа предполагается сделать меньше (там они формировались по нижнему пределу). Изменения могут коснуться и других регионов. В частности, к нам обратились из Мозыря с предложением рассматривать весь город как один избирательный округ. Да, по количеству населения он будет большим. Но, с другой стороны, механически отрезать часть города и присоединять ее к сельскому округу тоже не лучший вариант. Это создает неудобства всем.
-- То есть окончательные решения еще не приняты?
-- Процесс доработки будет длиться почти до самой избирательной кампании. В феврале мы планируем провести совещание с представителями регионов, где планируем обсудить эту тему. А затем будет принята окончательная концепция.
-- Подготовка к выборам уже идет?
-- Да. И хотя мы уже семь лет работаем по нынешнему Избирательному кодексу и наработали большой опыт, каждая избирательная кампания все равно привносит что-то новое. И к ней необходимо тщательно готовиться. Думаю, и предстоящая кампания станет значительным событием, и наши граждане примут в ней активное участие.


P.S. Редакция «Народной газеты» поздравляет Лидию Михайловну с днем рождения, желает здоровья и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с «Народной газетой».  
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter