О "незаметных" юбилеях

Юбилей, как правило, мероприятие затратное.
Юбилей, как правило, мероприятие затратное. Даже в отдельно взятом частном случае. А если это юбилей всенародно любимого фильма, автоматически делающий юбилярами съемочную группу и всех его поклонников, не поддающихся точному исчислению? В Америке, например, в честь подобных событий принято снимать так называемые римейки, в России другая традиция - там арендуют лучшие залы и устраивают настоящие киношоу. А в Беларуси...

До недавнего времени юбилеи наших знаменитых фильмов не отмечались никак - нищему белорусскому кинематографу вроде бы даже мечтать об этом было зазорно. Но, такие незаметные, эти круглые кинодаты не проходили безболезненно, провоцируя у отечественных "фильмоделателей" тяжкие вздохи и еще более глубокое (на фоне общего кинопроцесса) уныние. Дескать, будто и не было большого белорусского кино...

Оказывается, при грамотной организации дела даже юбилей фильма можно устроить почти даром. Что и попытался осуществить Союз кинематографистов Беларуси, вспомнив о грядущем 20-летии нестареющих "Белых Рос". И пусть не удалось пока пригласить российских звезд, снимавшихся в этом фильме (не потому, что те якобы "загордились", просто там постоянные съемки, контракты), из-за чего главные минские кинотеатры не поддержали эту идею, но актовый зал столичного педуниверситета, любезно предоставленный киношникам его ректором, оказался очень даже вместительным, а студенческая публика настолько любознательной, что творческий коллектив "Белых Рос" во главе с режиссером Игорем Добролюбовым по-максимуму смог ощутить значительность своей давней работы.

Да, это всего лишь комедия, но и сейчас российские телеканалы несколько раз в год охотно покупают право на показ этого фильма. В Гродно, где снимали "Белые Росы", не так давно появилась одноименная улица, потом возник и народный ансамбль - тезка фильма. "Белыми Росами" и теперь называют салоны, магазины, продукты. Хотя драматург Алексей Дударев признает, что к белорусской истории красивая легенда о "белых росах" не имеет никакого отношения, он ее выдумал от начала до конца еще до написания сценария популярного фильма. Впрочем, судьба этой картины с самого начала была неправдоподобно счастливой. Актеров на роли утверждали без обычных в таких случаях проб (Игорь Добролюбов рассказывал мне, что, читая сценарий, он сразу же "видел", кто кого должен играть), снимался фильм будто сам собой, худсоветом был принят без единого возражения и практически ничего из него потом не было вырезано. Вскоре "Белые Росы" признали лучшим советским фильмом года, Алексей Дударев и исполнитель главной мужской роли Всеволод Санаев получили Государственные премии, да и гонорары в кино тогда были солидные. Другой вопрос, что потратить их было непросто. Например, Алексей Онуфриевич, заработав на "Белых Росах" 5 тысяч рублей и еще 20 тысяч так называемых "потиражных" (кто помнит - грандиозная сумма), хотел поехать в Болгарию (мир посмотреть), но Страна Советов "добро" на это не дала. Сейчас совсем другой коленкор...

Конечно, до осени (на большой экран фильм вышел в октябре) Союз кинематографистов еще надеется отметить юбилей "Белых Рос" в российско-белорусском составе, возможно, даже в Москве, а пока намерен устроить такую же акцию с кинопоказом и живым общением в областных центрах. И больше не вздыхать о незаметных юбилеях отнюдь не незаметных наших фильмов. "Для этого я готов поехать в любую провинцию, и гонорары мне не нужны, - заявляет Игорь Добролюбов. - Есть и другие режиссеры и актеры, которые тоже поедут, не требуя денег. Их очень много - я разговаривал с ними об этом. Таким миссионерством необходимо заниматься хотя бы потому, что у нас есть кино, которым можно гордиться, его знают везде - и зрителям, особенно молодым, важно прочувствовать, что это наше, белорусское кино, и возрадоваться за свою страну".

Согласна, повод "возрадоваться" никогда не бывает лишним. Тем более - за страну. А что касается молодежи - уверена, многим и вправду невдомек, что громадное количество детских суперфильмов вроде "Про Красную Шапочку" (которому, кстати, в этом году исполнится 25 лет), "Приключений Буратино", "По секрету всему свету", "Бронзовой птицы", "Кортика" и еще десятка названий - белорусского производства. А бесследно ничто не исчезает. Если у нас есть такая киношкола, значит, белорусский кинематограф когда-нибудь просто-таки обязан расцвести.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter