О наболевшем — самокритично и объективно

Просроченные товары, «мертвые души», непрофильные активы...

Просроченные товары, «мертвые души», непрофильные активы — от такого наследия прошлого в потребительской кооперации намерены решительно избавляться

Последнее в минувшем году заседание Правления Белкоопсоюза в какой-то мере было нелогичным. Вместо бодрых рапортов о достигнутых успехах акцент был сделан на имеющиеся недостатки, которые тормозят поступательное развитие системы потребкооперации. Поводом для столь жесткого и бескомпромиссного разговора стали материалы проверки Госконтролем состояния дел в заготовительной отрасли. Тем не менее обсуждение не ограничилось только этим вопросом, была проведена своеобразная ревизия в целом сложившейся ситуации на местах с соответствующими выводами по повышению эффективности всей кооперативной работы.

— Мы собрались не для того, чтобы кого-то наказать и разъехаться по домам, — подчеркнул председатель Правления Белкоопсоюза Сергей Сидько. — Проверка затронула лишь вершину айсберга, а глубинные пласты нам самим предстоит поднять.

Под «глубинными пластами» Сергей Дмитриевич имел в виду прежде всего просроченные товары в магазинах, фиктивные закупочные накладные с «мертвыми душами» в них, непрофильные активы кооперативных организаций, экономическая целесообразность которых зачастую весьма сомнительна, и другие «родимые» пятна наследия прошлого, от которых надо решительно избавляться. По словам Сергея Сидько, каждый на своем участке должен заниматься конкретным делом, сосредоточив внимание на главных направлениях кооперативной деятельности. На данный момент, по общему мнению, это торговля и закуп излишков сельскохозяйственной продукции у населения. Сергей Дмитриевич напомнил, что заготовки были определяющими на заре зарождения потребкооперации и лишь потом появилась торговля.

Впрочем, думается, в настоящее время вопросы первичного и вторичного в кооперации не имеют столь принципиального значения. Главное, чтобы дело было поставлено надлежащим образом, наряду с максимальным удовлетворением запросов населения, обеспечивался высокий экономический эффект. О тенденциях развития торговой отрасли участников заседания проинформировал первый заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр Яковчиц. Он с сожалением констатировал, что по темпам роста товарооборота не удалось выйти на заданные параметры. Одна из причин — пассивность на местах, когда вместо конкретной целенаправленной работы с поставщиками нередко ограничивались перепиской и телефонными переговорами. Поэтому неудивительно, что практически повсеместно государственными контролерами в проверенных объектах торговли были выявлены различные нарушения, в том числе в ряде случаев — реализация товаров с истекшими сроками годности. Справедливости ради следует заметить, что аналогичные факты были установлены еще раньше в ходе внутриведомственных проверок и получили соответствующую оценку, что дало определенные положительные результаты. Тем не менее следует признать, что проблема остается и ее следует безотлагательно решать.

Александр Яковчиц доложил участникам заседания, что прописан четкий алгоритм действий от продавца до председателя правления райпо. Внесены также соответствующие изменения в должностные инструкции. Надо полагать, реализация на практике этих и других мер позволит устранить наличие на прилавках магазинов просроченных товаров. Более гибко, по мнению Александра Владимировича, надо подходить и к ассортиментной политике. Госконтроль, к примеру, констатировал отсутствие в отдельных магазинах товаров согласно ассортиментному перечню. Между тем выясняется, что это сами работники торговли оказали себе, что называется, медвежью услугу, включив в ассортимент, допустим, четыре вместо двух рекомендуемых Минторгом и Белкоопсоюзом видов товаров, при этом какого-то из них на момент проверки не оказалось в наличии.

По полочкам, как говорится, разложил ситуацию в заготовительной отрасли заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Николай Чернушевич. В целом она достаточно стабильная, но, как это нередко бывает, отдельные недостатки и упущения способны изрядно подпортить в общем-то неплохое впечатление. Между тем Николай Андреевич акцентировал внимание именно на имевших место в сезон массовых заготовок упущениях с целью неповторения в дальнейшем подобных ошибок. Среди наиболее типичных — закуп сельхозпродукции у сельскохозяйственных предприятий с оформлением, как у населения, приобретение, например, вишни в Польше с последующим опять-таки отнесением на заготовки. По словам председателя Правления Белкоопсоюза Сергея Сидько, от подобной порочной практики следует решительно избавляться.

Тем не менее надо признать, что в минувшем году заготовители потребительской кооперации сработали неплохо. За одиннадцать месяцев заготовительный оборот составил один триллион рублей, в том числе 700 миллиардов — закупки от населения. Успешно выполнены установленные прогнозные показатели развития. Однако, отдавая должное работникам заготовительной отрасли, участники заседания были единодушны в том, что требуется более гибко проводить работу на местах. Николай Чернушевич, в частности, констатировал, что по сравнению с предыдущим годом уменьшились объемы заготовок от населения картофеля, овощей, мяса, дикорастущей продукции. Задания по фруктам и грибам выполнены соответственно лишь на 57 и 71 процент. Еще информация для размышления: только 4 процента от заготовленных в республике грибов приходятся на долю потребительской кооперации. По чернике, клюкве, голубике положение практически то же самое. А ведь, как верно заметил Николай Андреевич, это экспортные позиции.

С таких же критических позиций была проанализирована работа заготовителей и по другим направлениям. Черту под состоявшимся конструктивным разговором подвел Сергей Сидько. По его глубокому убеждению, программа развития отрасли должна быть наполнена конкретным содержанием с учетом складывающейся ситуации в экономике республики. Поручено, не откладывая дело в долгий ящик, внести соответствующие коррективы.

В работе заседания Правления Белкоопсоюза принял участие начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Владимир Каленик.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter