О молодом специалисте замолвите слово. Почему не задерживаются на периферии инженеры, учителя, врачи, приехавшие по распределению?

“НГ” писала уже о том, что во все отрасли народного хозяйства после окончания вузов и средних учебных заведений влилась большая армия молодых специалистов. Юрист редакции подробно разъяснял, какие права они имеют при трудоустройстве, чего могут требовать от работодателя. Но, чтобы инженер, учитель, врач захотели надолго выбрать местом жительства периферию, они изначально должны почувствовать, что их здесь ждали, постарались сделать комфортными условия их работы и быта.
О специалистах сельхоз-
производства разговор особый, хотя проблема их закрепления на селе не менее остра. Но особенность их статуса изначально заключается в почти стопроцентном обеспечении жильем, поскольку в деревне жилищной проблемы благодаря президентской программе не существует. А своя крыша над головой, возможность устроиться с первых же трудовых дней по собственному желанию очень много значит.
Иное дело педагоги, медицинские работники или работники культуры. Если найдется работа в районном центре и повезет, то можно получить общежитие. А так самый вероятный вариант — идти на квартиру в хатенку к деревенской бабке. Со всеми вытекающими отсюда удобствами. И с очень смутной перспективой на получение иного жилья.
В Дрибинский район нынче по распределению приехали пять специалистов здравоохранения, пять культработников и десять педагогов. Конечно, в заявках просили значительно больше. Но рады и этим. Те, кто остался в Дрибине, в основном получили общежитие. На селе же все оказалось сложнее.
Кадровик районного отдела образования Нина Лиморова выдала полную кадровую раскладку. Инженера-программиста Елену Буланок, пришедшую в Михеевскую среднюю школу, директор определил на постой в деревенскую избу. За квартиру она будет платить сама: правда, на эти цели ей доплачивают в размере одной базовой величины. А средняя заработная плата составит примерно 300 тысяч рублей.
Учителя начальных классов Ингу Емельянову устроили в школу-сад деревни Черневка. Школа малокомплектная, в ее четвертом классе всего четыре ученика. На работу педагогу приходится ездить за 12 километров из родной деревни мужа.
— Предлагали ей устройство на квартиру, так она не согласилась, — говорит директор десятилетки Николай Горбачев. — А иного жилья попросту нет.
Черневка имеет статус агрогородка. Ежегодно в ней сдается несколько  коттеджей. И наверное, руководство мест-ного СПК нашло бы возможность позаботиться и об учителях, работниках учреждений культуры, медиках. Но... Оказывается, ведомственное жилье так строго различными подзаконными актами охраняется от того, чтобы не пошло на сторону, что решение о выделении его не по подведомственности — почти прерогатива Совмина.
— Ходатайство о выделении жилья молодому педагогу Трилесинской средней школы Екатерине Бобровой и преподавателю химии и биологии Рясненской десятилетки Ирине Паплыко мы направили в территориальные сельисполкомы, — продолжает Нина Лиморова. — Там собрали весь необходимый пакет документов и отправили в область. Нам же остается лишь ждать результатов.
Однако помимо жилищных неурядиц на пути новоиспеченных специалистов возникает немало иных препон. Скажем, в том же Дрибине парня с музыкальным образованием направили работать в детский сад. В принципе, все работы хороши. Но специалисту, полному амбициозных устремлений поднять культуру и искусство в глубинке, сразу так подрезать крылья... Естественно, буквально за полмесяца он успел жениться, получить документ о праве на свободное трудоустройство и уехать из района. Три педагога перераспределились на основании того, что предметников их профиля в школах достаточно.
И все же основная причина, и с этим согласен начальник отдела организационно-кадровой работы Дрибинского райисполкома Владимир Казусев, это несоблюдение интересов и будущих работодателей, и специалистов-дипломников при распределении. Во-первых, не учитывается фактор места жительства до поступления в вуз. Выпускники охотнее едут трудиться на малую родину, потому что там легче с жильем: есть родительский дом. Во-вторых, молодой специалист получает маленькую заработную плату: мол, у него еще нет практического опыта, надо присмотреться, как он себя зарекомендует. Трудность представляет и то, что, чтобы стать в очередь для получения жилья, нужна регистрация, штамп в паспорте. А прописывать у себя чужого человека сельчане остерегаются. Поэтому и решение жилищной проблемы у молодого специалиста повисает в воздухе.
Чтобы избавиться от всех этих препон, без упрощения законодательных и подзаконных актов не обойтись. Априори не следует разграничивать в правах сельских специалистов, работающих в социальной и производственной сферах. Они трудятся для развития села, как это предписано госу-дарственной программой. Делают общее дело.

Однако помимо жилищных неурядиц на пути новоиспеченных специалистов возникает немало иных препон. Скажем, в том же Дрибине парня с музыкальным образованием направили работать в детский сад. В принципе, все работы хороши. Но специалисту, полному амбициозных устремлений поднять культуру и искусство в глубинке, сразу так подрезать крылья...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter