Не фотограф, не блогер, а комик: сколько зарабатывают те, кто шутит о своей личной жизни?

О личном публично

Чем только молодежь не увлекается: купил родитель фотоаппарат — они фотографы, размножились социальные сети — ребята стали блогерами. Одна из последних новинок — комик в жанре стендап. «Какой-какой комик?» — слышу вопрос седовласого читателя. Отвечаю: стендап — это юмористическое выступление одного человека перед аудиторией. Отличает этот жанр то, что комики говорят о личном публично, общаются со зрителями на актуальные темы и иногда используют крепкое словцо. Что ж, отправляюсь на выступление «стендаперов».

Число молодых и перспективных юмористов в нашей стране с каждым годом все увеличивается. Сами они не раз слышали от коллег из России: «Белорусы в юморе более трудолюбивы».

Минск. Воскресенье. 20.00. В бар на проспекте Независимости заходят парочки, студенты, солидные мужчины, их барышни и, конечно, комики, которых точно сразу узнает добрая часть молодняка Минска. Чем отличились? Они засветились на таких российских шоу, как StandUp, Comedy Баттл и КВН. 

На сцену выходит ведущий, начинает разогревать публику: «Наверное, главная особенность стендап-комика — это держаться за стойку микрофона. А без этого движения и не комик». Публика начинает потихоньку улыбаться — уже забавно. Тут свобода сатирического творчества. Вот на сцену выходит 21-летний студент-историк Женя Буракевич из Гомеля: «Видели, что творится в метро на «Октябрьской»? Я лично наблюдал, как зашел в вагон парень с кучей вещей, а на выходе он был без них». Зал поддерживает смехом. Следующие комики также говорят об обычном, земном и касающемся солидной части молодняка. Вот, например: «Познакомился с девушкой в клубе — все хорошо, я ей нравлюсь, и мы едем ко мне. Как только заезжаем в Автозаводской район, она решает, что ей пора домой».

Несмотря на то что многим из выступающих от 20 лет и максимум до 35, они смеются и над своим поколением. «Если раньше, чтобы посмотреть на новорожденного ребенка, люди ехали к роддому и просили жену показать в окошко малого, то теперь… Я попросил жену скинуть фото в Viber, а потом ответил ей: «Ок». 

Стендап-комик Андрей Макаенок, который уже засветился на российском ТВ, шутит о себе: «Предложил девушке встретиться, она сказала: «С одним условием — завезешь после кино домой». Я сказал: «Нет проблем». И вот в конце вечера она говорит: «Мне надо в Заславль». Да, я, как настоящий джентльмен, ее подвез. На вокзал…»

Когда гости уходят, я остаюсь поговорить с одним из самых заметных наших комиков Ромой Сидорчиком. Этот 26-летний парень регулярно появляется в комедийных шоу на ТВ: «Все началось с КВН. В нем играл 4 года. Команда развалилась, решил пройти кастинг на Comedy Баттл. Все было успешно. Меня это вдохновило, и вот уже третий год я активно занимаюсь стендапом». Парень учился на юриста, но по специальности работу найти не удалось. В Минске приходилось трудиться даже продавцом стройматериалов. Теперь он постоянно думает о своей программе, записывает шутки и заготовки в телефон. 

— Наши заметки понимают только те, кто их написал. Например, моя последняя заметка звучит так: «Сбил волка». Про что это, узнаете из моего будущего выступления, — продолжает Рома. — Большинство наших ребят выступают бесплатно. Да, это работа, но мы шутками не зарабатываем огромные деньги. Вот, к примеру, еще часть моего дохода — я являюсь автором на телеканале ТНТ. Так зарабатываю на жизнь тем, что мне нравится. Говорят, что белорусы в плане юмора более трудолюбивые. У меня, например, было 69 выступлений за год.

белорусский комик Рома Сидорчик и российский ведущий Павел Воля на телешоу Comedy Баттл.

К разговору подключается Дима Нарышкин, комик и организатор стендап-мероприятий в Минске: «Шутки пишутся долго. Бывает, что за день можем написать монолог, а иногда за месяц — ни одной шутки. Мы перманентно находимся в состоянии наблюдения. В жизни мы чаще не такие юморные, как кажется. Я, например, 12 лет в юморе и могу сказать, что у многих комиков атрофированное отношение к шуткам. Я могу смотреть выступление Ромы с каменным лицом, а в конце сказать: «Это было смешно». 

А что по поводу мата? Думаю, многие согласятся, что в этом смысле некоторые шутки Соmedy Club сов-сем не веселят — скорее, огорчают. 31-летний Дима Нарышкин, который, к слову, уже несколько лет является внештатным автором Соmedy Club, говорит: «Хорошую шутку можно проверить вот как: если из нее убрать мат, а она будет все так же хороша, значит, это качественный юмор». 

Хорошо, что наши комики выступают «за бугром» и показывают, что наш юмор — ого-го! Кстати, сейчас, в преддверии Нового года, спрос на комиков большой — зовут на корпоративы. Одна фирма даже пригласила выступить всех белорусских комиков. Правда, никто так и не раскололся, сколько же зарабатывает комик за одно свое выступление. По данным Forbes, резидент Соmedy Club Семен Слепаков в 2012 году попал в список самых высокооплачиваемых звезд — его годовой доход составлял 3,5 миллиона долларов. А Павел Воля в том же году заработал 2,4 миллиона долларов. 

Наши ребята говорят, что такие барыши не заколачивают, часто выступают бесплатно, чтобы своими шутками поднять дух молодежи. 

— Жаль, что люди часто оценивают успешность комика медийной картинкой: если он в телевизоре в Москве, значит, он крутой. Того же Славу Комиссаренко признали у нас как комика только тогда, когда в «ящике» увидели, — продолжает Дима. — Однако со временем ситуация медленно, но все же меняется. Когда у меня болит сердце, я иду к специалисту — к врачу. Считаю, что юмор также лечит, по-своему. И за ним нужно идти тоже к специалисту. Когда хотим испытать истинные эмоции, мы же идем на концерт певца, а не слушаем его на компьютере дома. Так же и со стендапом. К тому же мы не можем выйти с фонограммой — делать вид, что шутим. Мы продаем эмоции — здесь и сейчас, и каждый раз нам нужно писать новые шутки. Одни и те же вы слушать не захотите. 

Среди парней-юмористов есть и одна барышня. 28-летняя Ирина Приходько только-только вернулась из Москвы со съемок пока секретного юмористического проекта: «Я пишу стендап про свою жизнь, как и любой другой комик. По образованию я маркетолог, но всегда хотела заниматься юмором. Сначала боялась, но потом получилось. Как долго пишется материал? Долго, и это действительно сложно. Комик постоянно находится в процессе его создания. И отталкиваться нам при написании надо не от того, что понравится публике, а от того, что именно тебя волнует. Зрителю нравится искренность». 

alinakasel@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter