Почему потребительское кредитование губит экономику

О кредите доверия

Хочется нам того или нет, но придется признать: время, когда в наших экономических проблемах или просчетах можно было обвинить какие-то внешние факторы, закончилось. Теперь наша стабильность больше зависит от внутренних действий Правительства, чем от мировых экономических потрясений. Мы уже научились жить с дешевыми нефтью и калием,  рыночным курсом национальной валюты. Остается найти правильные возможности для роста. И, естественно, одновременно предвидеть и снизить риски.

Фото web-astudio.com

Пока Правительство полно оптимизма: по итогам года министры ожидают роста ВВП на 2%, хотя еще недавно речь шла об 1,7%. Цифра не заоблачная и вполне достижимая, особенно учитывая, что за 10 месяцев этот показатель как раз дошел именно до такого уровня в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Более смелую задачу Совет Министров приготовил себе на следующий год — рост ВВП на 3,5%.

Ставку делают на новый этап развития сферы информационных технологий, который должен начаться после принятия Декрета «О развитии цифровой экономики».  Проект документа, в котором технология блокчейн (включая майнинг и оборот криптовалют) получает не только правовой статус, но и условия для развития, внесен на рассмотрение Президента. Это все, безусловно, будет хорошей возможностью для экономического роста. Однако это лишь одно направление, где перспективы просматриваются более или менее четко.

А вот рисков остается еще много. Скажем, рост реальных доходов. Даже их увеличение на запланированные 1,3% сильно не изменит ситуацию с покупательной способностью белорусов. А внутренний спрос сейчас все равно растет — за счет потребительского кредитования. Вдумайтесь: с начала года банки одолжили белорусам миллиард рублей на покупки! Всего же сегодня население должно банкам по таким кредитам 2,72 миллиарда. А это треть вообще всех заемных денег на руках у наших граждан.

Не стоит забывать, что слишком частые покупки в кредит не только ухудшают финансовое положение людей, но и могут негативно влиять даже на курс рубля. Ведь многие товары, которые люди приобретают за кредитные ресурсы, — импортные. Банкам хорошо — они зарабатывают, а вот экономика в какой-то момент может получить от оживившихся  потребителей обратный эффект: вместо стимуляции роста новую стагнацию.

В такой ситуации нужно сильно наращивать свое производство и активно экспортировать все, что будет выходить с конвейера. Тогда будет сохраняться баланс. Кроме того, прикрыть дыры заграничных продаж сырьевыми поставками не получится. Точнее, это будет опасно и бессмысленно. Должен расти именно несырьевой экспорт.

Есть у нас проблемы и с привлечением иностранных инвестиций. Без них рост экономики тоже маловероятен. Последние годы были просто провальными в плане прихода к нам зарубежных капиталов.  Нужны какие-то серьезные меры для изменения этой тенденции. Тем более что некоторые эксперты ожидают в следующем году отток капитала с развивающихся рынков.

И наконец, нам необходимо будет четко работать с погашением госдолга. В этом году он значительно увеличился. Даже несмотря на то, что основные заимствования пополнили золотовалютные резервы и вроде как должны обеспечивать стабильность экономики, нельзя расслабляться. Ведь чем больше мы берем, тем дороже обслуживание этих долгов. Это миллиарды долларов. Все снова будет упираться в нормальную работу наших предприятий и рост дорогого экспорта.

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter